Добраться до скита Святого Павла Апостола совсем нетрудно - он находится в испанской провинции Кастельон (Castellón), в 3 км от городка Альбокассер (Albocàsser), прямо по дороге CV-15 в направлении на Торре де Эмбесора (Torre d'En Besora - официальное название по-валенсийски).
На территории скита расположены церковь (Ermita) и приют (Hospedería), бывший раньше местом временного проживания для затворников и пилигримов, вместе с другими постройками. Скит, как нам сказала Монтсе, никогда не принадлежал никакому религиозному ордену. Сюда приходили помолиться в одиночестве отшельники, бедняки, пилигримы, а может и те, кто спасался от преследований и гонений.
Испанские скиты, как и в России, располагались обычно в пустынных местах, сейчас их частенько можно увидеть на холмах и скалах. Скит же Святого Павла Апостола стоит на равнине, среди полей, защищенный еще и гущей старых священных деревьев. Многие скиты в Испании, состоящие часто из одной одинокой церковки, являются местом поклонения и паломничества. Потому что за каждым этим священным местом стоит еще и своя легенда о божественном излечении или свершившемся чуде.
Скит Святого Апостола Павла утопает в деревьях и плюще
И в этом месте, куда мы заглянули случайно, также существует своя легенда. И связана она, как вы уже догадались, с именем Святого Павла Апостола. Эта легенда гласит, что
... однажды в XVII веке сюда пришли пастухи. Все они страдали различными недугами и были хромыми. Вдруг им явился Святой Павел Апостол и предложил искупаться в расположенном там мутном болоте, пообещав им выздоровление. Никто из пастухов не подверг сомнению эти слова, кроме одного из них. И он один не зашел в воду. В тот же момент, когда больные пастухи опустили в воды ноги для омовения, бывшие мутными воды вдруг стали кристально чистыми. В этом и состояло вмешательство Святого Апостола.
После омовения все, кто искупался, перестали хромать и излечились от своих недугов. Чудо свершилось! Тот же пастух, что отказался ступать в грязную лужу, так и остался хромым.
С тех пор, как шутят местные жители, в этих краях обязательно появляется хотя бы один хромой пастух.
Было ли правдой такое явление народу, сами понимаете, теперь уже никто не скажет. Великомученик Павел давно принял смерть за свою веру, и его явление пастухам в XVII столетии можно назвать не меньшим чудом, чем воскрешение Христа.
Как явление Апостола в этих местах, так и свершившееся чудо исцеления больных пастухов документально нигде не подтверждается. На свете, не мне вам рассказывать, столько разных легенд существует. И люди часто в них верят.
Проповедника христианской веры Апостола Павла действительно всегда считали покровителем больных. Как, впрочем, и всех остальных Апостолов, наделенных Христом чудесным даром врачевания. Из святых деяний Павла действительно известно, что он поставил хромого от рождения на ноги. Но, как написано в Библии, произошло это чудо в городе Листра и совсем-совсем в другие времена.
В местном фольклоре (в испанской провинции Кастельон) исполняются песни, прославляющие чудодейственное явление Апостола Павла. Тексты об этом чуде сохранились и в книгах, одна из которых датирована 1663 г. Изложенная в них суть чудного события совпадает с содержанием изложенной выше устной легенды, хотя имеются и различия в некоторых деталях:
Перед хромыми и увечными пастухами в одежде обычного паломника предстал сам Апостол. Случилось это рядом с топким болотом. В руках Павел держал небольшой сосуд со святой водой. Он вылил ее в болото, пообещав здоровье тем, кто там искупается.
Один из пастухов сразу же поверил в строгие слова Святого Апостола. Он зашел в воду хромым, а вышел из нее на здоровых ногах. Те же, кто не поверил в истинность слов Святого, так и остались на всю жизнь хромыми.
Святой Павел Апостол сам же и указал быть тому месту, где случилось исцеление пастуха, местом почитания и поклонения.
Две версии легенды - одна устная, другая же сохранилась в народных песнях. Совсем случайно, когда мне уже казалось, что из интернетовских источников выбрать больше нечего, мне попался на глаза еще один вариант той же самой легенды. И лично мне она больше всего нравится.
В народных песнях, прославляющих Павла, поется, что Апостол явился с маленькой бутылочкой воды. Мне трудно представить Апостола с бутылкой, потому и думаю, что перевод старинных текстов не совсем корректен, да и народ поет свои песни, как они ему на душу ложатся. Думаю, что, скорее всего, подразумевался бурдюк для воды.
И тут я задумалась, а где же хранили воду пилигримы в те далекие времена? Из уголков памяти всплыли картинки утомленного путника с палкой в руке или на плече, на которой висит котомка. А только ли котомка?
Ответ нашелся благодаря последней версии легенды:
Гнали пастухи свои стада и случайно провалились в болото. Было пастухов четверо, и все они были калеками и хромыми. Махали они руками, пытались высвободиться из вязкой топи, но болото затягивало их вглубь все сильнее.
Вдруг перед ними появился паломник с деревянным посохом в руке, на котором висела тыква с водой. Вот из этой самой тыквы и вылил паломник воду в грязное топкое болото, превратив его в чистый водоем и освободив несчастных пастухов. И вышли они на сушу совершенно здоровыми, будто и не были никогда увечными.
Пилигрим этот был никем другим, как Шаулем из Тарса, он же Савл, он же святой Апостол Павел.
Быль иль небылица, но легенда о явлении святого Апостола Павла и его чудотворном деянии и по сей день живет в этих краях. Молва о волшебном исцелении пастухов быстро разлетелась по округе. На том месте, где свершилось чудо, сложили колодец, и сюда потянулись люди попить водички и помолиться о своем здоровье. Паломники шли не только из ближайших поселений, но и издалека. Паломников тогда было столь много, что там поставили даже каменные купели для омовения больных (одна из них сохранилась до сих пор).
Чудотворный колодец напротив церкви
Колодец со святой водой, по нашим предположениям, тот самый, что стоит у входа в церковь. При нашем посещении скита мы как-то даже и не сообразили спросить о том, есть ли вода в колодце. Должна была быть!
А в парке имеется еще и другой колодец - уже с современными краниками, из которых очень слабо бежит водичка. Может, она тоже святая?
Каменный колодец в парке скита
В настоящее время паломничество принято совершать на 50 день после Пасхи - во вторник. Паломники собираются в парке со старыми деревьями, где когда-то располагался луг-пастбище (El Prado или El Prat по-валенсийски). По легенде именно здесь и случилось божественное явление.
Сегодня приходят сюда в основном жители Альбокассера и Торре де Эмбесора. День этот проводят с простым обедом на свежем воздухе, ставят шатры, где продают местные сладости, фрукты и напитки. А также исполняют традиционный танец "ball pla", известный еще с дохристианских времен, когда язычники поклонялись природе.
С днем 29 июня связано еще одно заметное событие, отмечаемое на территории скита - это день Святых Петра и Павла. По традиции отмечали его именно в Петров день, являющийся днем памяти двух Апостолов, принявших мученическую смерть 29 июня (с разницей в один год).
В этот день сюда собираются люди уже со всех районов Маэстразго. К этому дню еще с древних времен была приурочена животноводческая ярмарка, куда пастухи со всех уголков Маэстразго сгоняли свой скот на продажу. Ярмарка проводилась, безусловно, не совсем на территории скита, а в окрестностях ближайших лагун. Однажды в XVIII веке на ярмарке собралось больше 15 тыс. человек!
Популярная когда-то животноводческая ярмарка имеет в настоящее время несколько иной характер, но проводится по-прежнему с большим размахом. Здесь устраиваются выставки животноводов с показом лучшего отборного скота и фирм, производящих сельскохозяйственную технику. На ярмарку приезжают мэры ближайших муниципалитетов и представители власти из центра провинции - города Кастельон. Устраиваются соревнования среди наездников Альбокассера, конкурсы, музыка, танцы, еда...
Все, как и положено любой ярмарке. Дату же проведения этого праздника следует уточнять заранее. Последние годы, как я заметила, это происходит в июле.
На всех этих праздниках мы сами пока не побывали, да и любим мы такие места именно за их пронзительную тишину и величие камня, который хранит столько секретов. Место это, вы сразу почувствуете - мистическое. Это трудно объяснить словами, но прислушайтесь к своему сердцу - оно радостно бьется в груди. Словно знает, что тут свершится если не чудо, то исполнится хотя бы какое-то тайное желание.
А вот для того, чтобы оно там исполнилось, не забудьте произвести 7 ритуалов:
- Выпить шесть глотков воды из святого колодца
- Полежать пять минут под раскидистым дубом
- Обнять дуб и почувствовать его энергию
- Сорвать 6 желудей с этого же дерева
- Положить желуди в зеленую сумку
- Зажечь свечку Покровителю скита
- Попросить об исполнении желания
(Из книги "Valencia Mágica: misterios, enigmas y rituales ancestrales", Matilde Pepín)
P.S. Для написания этого материала использованы следующие источники на испанском языке:
- http://www.ermitascomunidadvalenciana.com/camalb1.htm
- https://experienciasmaestrat.wordpress.com/2013/05/06/romeria-a-sant-pau-en-albocasser/
- https://books.google.es/books?id=L4v_Ylf8we8C&pg=PA65&lpg=PA65&dq=sant+pau+albocasser+pozo+de+sant+pau&source=bl&ots=qQjFdRpCbC&sig=Q16rRFZSbHXr1lols2-k50mUlj0&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiM7Ja3lpnNAhUDPBQKHQufAvYQ6AEIRTAF#v=onepage&q=sant%20pau%20albocasser%20pozo%20de%20sant%20pau&f=false
Читать продолжение рассказа - "Церковь и приют Святого Павла Апостола"