Только заочно слышала о путешествующих автостопом по России и миру. Не думала и не гадала, что наш разговор с Ильей Поляруш, чье мнение об Олимпиаде мне было любопытно услышать как от молодого человека, причастного к СМИ, обернется таким сюрпризом. Оказалось, что мой собеседник за плечами имеет дорогу длиною в 70 000 километров, пройденную автостопом.
- У обывателя, по крайней мере у меня, долгое время существовало мнение, что автостопщики - это скорее "люди определенного образа жизни". Об автостопщиках - путешественниках активно заговорили у нас не так уж давно. Так кто ж они такие?
Ю.П. Автостопщики делятся на 3 категории.
Первые - те, как вы сказали, "люди определенного образа жизни", у которых в принципе не бывает денег, а им нужно куда-то добраться.
Вторые - спортивные автостопщики. Они считают такой метод путешествия как своего рода спорт. Напоминает ориентирование на местности, которое было популярно в 1960-1970-ые годы. Автостопщики его усложнили: "подключили" к ориентированию на местности умение просчитывать путешествие по дорогам. Они стремятся быстрее других добраться из пункта А в пункт Б, посетив при этом заранее оговоренные промежуточные пункты и оставляя на трассе на столбах определенные метки. Метки - это важно: указывают на то, что вы тут проходили. Таким образом, исключается момент везения в автостопе и тренируются навыки ориентирования на любой местности. К примеру, мне, когда я участвовал в подобных соревнованиях, нужно было углубиться от трассы на 15 км, доплыть до середины озера и "зафиксировать" здесь свое присутствие.
Кстати, подобные соревнования в России проводятся вот уже более десяти лет.
Третьи - это путешественники, к коим я себя больше причисляю.
- Путешествуя автостопом, мне кажется, идет проверка "на прочность", выносливость и, наверно, везение, удачу. Правильно я понимаю?
И.П. Конечно, все это имеет быть. На прочность и выносливость я себя давно проверил, когда в феврале в сорокаградусный мороз добирался из Питера до Ставрополя.
- Специально? В Мороз?
И.П. Нет, так получилось. Я выезжал из Питера, было -15º, в Москву приехал, похолодало до -20º. Это нормально. У меня хорошее термобелье, куртка... А вот под Воронежем началась сильнейшая метель и мороз ударил под -40º. Трасса М-4 в этом месте широкая, открытая, вокруг поля. И я на этой дороге в 3 часа ночи оказался. Меня высадили на развилке, поскольку водителю, который меня подвозил, нужно было в другую сторону. Вот два с половиной часа на трассе простоял.
- Почему ты не шел по дороге? Все-таки движение...
И.П. Нет, мне нельзя было уходить с этого места, потому что там была хорошая точка.
- Объясни, пожалуйста.
И.П. Автостоп - это математика в чистом виде. Если это продуманный автостоп. Я где-то неделю готовлюсь: изучаю карту, читаю отзывы, обязательно смотрю, где и какие светофоры, развилки, остановки, где какой трафик, в какое время максимальный поток машин. То есть трасса рассчитывается от двух-трех суток до недели и более в зависимости от ее протяженности. Рассчитать "прохождение" можно с точностью до часа или несколько часов; опять же зависит от длины выбранного маршрута. Все относительно предсказуемо.
И вот там, под Воронежем, я понимал, что где меня высадили, - это хорошая позиция. Есть шанс уехать. Если б я пошел, то вероятность уменьшалась. Ну вот, два с половиной часа на морозе простоял. Тогда и понял, что я, наверно, многое могу. Пожалуй, одно из самых экстремальных путешествий...
Хотя нет, еще случай был. Пару лет назад я путешествовал автостопом по черноморскому побережью. Решил ночью пройти пешком вдоль берега моря и где-то по пути заночевать. Разыгрался такой шторм, что волна закрывала луну. Пару раз было реально страшно, когда ветер врезал меня в скалы. У меня с собой было альпинистское снаряжение. Поднялся наверх, установил палатку, но ее через пару часов очередной порыв ветра просто разорвал. Когда утром дошел до отеля и стал слушать новости, то решил, что меня судьба хранила. Примерно в том месте, где я проходил, танкер развалился надвое от урагана на воде.
- И вот при таких экстремальных ситуациях тебе нравится путешествовать автостопом? Почему? Что в этом притягательного?
И.П. Давно понял, чем мне нравится автостоп. Я его не рассматриваю как средство передвижения, потому что, как средство передвижения, оно очень неудобное. Также я не рассматриваю автостоп, как нечто бесплатное и удешевляющее мое путешествие.
Я его воспринимаю как вид путешествия, которое начинается ровно тогда, когда ты вышел из дома и через некоторое время можешь оказаться где угодно. Допустим, вы хотите попить кофе в Париже. И вы знаете, что вступив на трап самолета, пролетев несколько часов, выйдите в аэропорту, найдете хорошую кофейню и будете наслаждаться кофе. У вас при этом теряется огромное количество впечатлений, которое вы могли б получить в дороге. Если вы едите поездом, то ситуация аналогичная. Очень хорошо, если вам повезет на интересных собеседников, и еще останутся впечатления от видов, пролетающих за окном.
В случае, когда я выбираю автостоп, у меня есть свобода. Во-первых, определенная свобода передвижения. Во-вторых, знакомлюсь с огромным количеством людей, и каждый их них мне открывает свою страну, свой город. И я узнаю Россию и мир гораздо глубже, нежели проезжая эти места, сидя у окна в поезде. Меня завораживает такое путешествие.
Однажды мне попался преинтересный попутчик, когда я добирался до Москвы. Дедушке было под 90, и он поведал мне о том, как воевал в этих местах, о том, что в книгах обычно не пишут. К примеру, рассказывал, что сидел в закопанной в землю бочке и стрелял по ногам фрицев. Не знаю как, но они сидели в них и вели прицельный огонь. Я даже не знаю насколько это правда, но сам факт общения с позитивным и интересным попутчиком для меня важен.
- Ты свободен в своем выборе? У нас у всех, по крайней мере, у большинства, есть какие-то обязательства...
И.П. Конечно, есть обязательства - у меня семья, работа. Но сознание, что ты можешь быть непривязанным ни к бензину, ни к определенной трассе, ни к чему КОНКРЕТНОМУ, - это дает некий эффект иллюзии свободы. Каждый в этой жизни выбирает свой путь, и удовольствие от жизни каждый получает по-своему. У меня вот так.
- Как к твоему увлечению относится жена? Спокойно отпускает?
И.П. Она очень мудрая женщина и знает, что для меня важно внутри себя поддерживать иллюзию свободы выбора и свободы моей личности. Что я могу куда-то сорваться и поехать. Мало того, я иногда срываюсь и еду.
Но и я неглупый человек. Вроде бы... И понимаю, что это иллюзия. Потому как есть вещи, за которые несу ответственность. В первую очередь, за сына и жену. Поэтому сейчас "соскакиваю" из привычной жизни максимум на неделю - другую. Но во мне это чувство должно быть. Его нужно поддерживать и жена это понимает. И поддерживает, за что ей благодарен.
- Откуда у тебя этот жажда дороги?
И.П. Не знаю. Может быть от прадеда - у него была страсть к бродяжничеству. Ну, по крайней мере, я так для себя объясняю))) Он был неистовым. Когда наступала весна и он слышал стук колес поезда (они жили недалеко от железной дороги) и если рядом не было близких, то прадед мог исчезнуть. Его находили порой за 3-4 тысячи километров от родного дома. При этом бросал все. Конечно, у меня такого не было и не будет, но сидеть долго на одном месте не могу.
- У автостопщиков есть правила, которые нужно неукоснительно соблюдать?
И.П. Конечно, чтобы путешествовать быстро и безопасно, нужно знать определенное количество неписаных правил, быть общительным и открытым для общения, может быть, даже быть психологом.
- На примере, пожалуйста, хотя б одном...
И.П. В каждом городе есть своя точка старта автостопщиков и в Ставрополе есть такая. Это на Деминском кругу у щита, повернутого в сторону Невинномысска. Оттуда стартуют все ставропольские автостопщики. До этого места ты можешь доехать на чем угодно, но дальше нельзя. И на обратном пути сюда ж возвращаемся. Это правило. Как правило и то, что мы никогда не занимаемся автостопом внутри населенного пункта. Потому что это некрасиво.
- Все интересно, но я, наверно, автостопом уже никогда не поеду)))
И.П. Знаете, у нас в Лиге (прим автора: Илья состоит в Лиге автостопщиков Санкт-Петербурга) есть женщины гораздо постарше вас. Историю, которую вам рассказал про Париж, я взял из жизни. Алексей Воров со своей спутницей Яной, а ей под 60 лет, летят во Францию попить кофе, а потом оттуда автостопом возвращаются в Россию. Кстати, Алексей - почетный житель Франции. И еще множества стран; у него открыта бессрочная мультивиза, когда он попал в книгу Гиннеса. Звали с собой...
- Алексей Воров - это ТОТ?
И.П. Да, Тот. Он входит в книгу рекордов Гиннеса, потому что автостопом проехал 1 миллион 700 тысяч километров, что до сих пор является непревзойденным рекордом. Есть на кого равняться в своих целях...
Кстати, именно Алексей Воров в Санкт-Петербурге основал в конце 80-х годов Лигу автостопа.
- Твои ближайшие планы?
И.П. Автостопом до Байкала. В конце лета.
- Счастливого пути. И удачи!