Мы выпили не одну чашку кофе, а разговору не было конца. Моему молодому и обаятельному собеседнику уже несколько раз позвонили: его ждали жена и маленький сын. Решили, что тема "Вспоминая Олимпиаду", которая началась с ироничного рассказа от боязни лысого Путина и закончилась "чисткой" ленты Фейсбука, - это тема сегодняшнего интервью, а о путешествии автостопом поговорим в следующем.
Начало было интересным: Илья Поляруш попросил озвучить все или почти все основные вопросы. Чуть подумал. И "поехали"... Я только изредка вставляла короткие уточняющие реплики.
Илья
Во мне бушевал дух свободы и страх перед лысым Путиным
Начну издалека. Всю свою сознательную жизнь я считал себя аполитичным и непатриотичным человеком. Мне всегда нравилось, что делает Америка и Европа, и отслеживал события, которые происходили там. Аполитичный потому, что во мне играл дух свободы, анархизма: не надо мною управлять, я буду делать то, что хочу. И неважно, где я живу. Я не любил Путина по одной простой причине, что он лысый, а я панически боюсь облысеть. Никаких других фобий у меня больше нет. Но облысеть боюсь. Я предполагаю, что в 3-4 года меня постригли налысо, а я испугался и запомнил этот страх. С тех пор всегда ношу длинные волосы.
Вот на этом мои отношения с политикой заканчивались. (Улыбнулся. Закурил. Чуть помолчали. И продолжил.)
Но, начиная с декабря 2013 года и по нынешний день, со мной происходят удивительные вещи с моим сознанием: личный патриотизм с нуля поднимается до невероятно высокой планки; возрастает моя личная заинтересованность в Путине. Более того, и это основное, напрочь пропадает наплевательское отношение к России, а хочется ею гордиться.
Надо принять во внимание тот факт, что я тесно связан с СМИ и постоянно нахожусь в информационном медийном поле. И оно, это поле, мне твердило, что на Олимпиаду потрачено огромное количество денег, половину из которых разворовали, что эти деньги можно было б потратить на медицину, образование, что Путин затиранил страну - примерно такой багаж скептического настроения и невеселых мыслей был у меня в начале года.
Я поехал в Сочи за несколько дней до открытия Олимпиады. Что-то меня тревожило и мне захотелось увидеть и услышать все самому.
Непогода мне помешала сходу добраться до места, доехал до Туапсе. И первую "правду" мне рассказал таксист, который утверждал, что все ужасно, что надоело огромное количество улыбающихся людей, которые его просто бесят и разрывают его мозг. Ну, да есть такие люди, которых бесят позитивные. У меня что-то екнуло, но не более того. Приехал на вокзал. Покупаю билет на электропоезд, а мне все время улыбаются. Девушка что-то переспрашивает, желает мне счастливого пути и опять улыбается (а я много поездил по России, и приветливый кассир - это нонсенс!). От растерянности я взял билет не на экспресс, а на тихоходную электричку. И не пожалел об этом.
Чем ближе мы подъезжали к Сочи, тем больше в вагоне становилось народу. Они уже стояли в проходе, среди них было огромное количество волонтеров. Так вот... Они улыбались, прикалывались, а утро-то раннее!... "Слушай, сегодня были обалденные блинчики... а мы попали на репетицию Открытия - вау!... не забудь завтра надо будет ребятам с костюмами помочь..."
Такое скопление счастливых людей я еще никогда не видел. Причем, волонтеры - это не только молодежь, среди них были и бабушки и дедушки, которые также светились улыбками.
Я знаю, кто такие волонтеры, знаю их объем работы. Это достаточно тяжело, несмотря на весь кажущийся драйв.
Я ехал и начинал тихонько офигевать. Мне было непонятно, что происходит...
Сочи. Меня преследовало ощущение, что я в европейском небольшом городе
В Сочи я провел детство. Я знаю, куда и как едут автобусы, где можно вкусно поесть и хорошо отдохнуть, я знаю, какие люди здесь живут и какой у них менталитет. В этом городе у меня самый любимый вокзал среди всех тех, где я уже побывал.
Так вот, когда я вышел с вокзала на площадь, решил, что промахнулся городом. Ощущение такое, что вышел где-то в Европе. Это ощущение меня потом преследовало постоянно, в том числе и в "Роза Хутор". Казалось, что Россия потратила безумное количество денег, чтобы телепортировать всех приезжающих в небольшой европейский городок. Я смотрел потом фотографии дома, ощущение сохранилось тоже - телепортация.
Роза Хутор
Вид с подъемника Горная карусель
В день приезда у меня оставалась только пара свободных часов, и я все-таки пошел прогуляться, прислушиваясь и приглядываясь. Позитив сплошной. Даже у сочинцев, несмотря на легкую скептическую улыбку, где-то внутри читалась гордость за свой преобразившийся город.
Давайте честно. До Олимпиады Сочи был в упадке. На центральной площади - огромный бестолковый вещевой рынок. Цены в санатории такие, что гораздо приятней и выгодней слетать в Турцию. И тем не менее летом жизнь здесь еще бурлила, а зимой все замирало. Я несколько лет назад в феврале объездил все курортные города на побережье. Мне было интересно, как они живут в некурортный сезон. Знаете, жуткое ощущение апокалипсиса. Как будто цунами промчалось. Окна кафешек забиты досками. Грязь. Странные люди. Таксисты как будто впали в спячку - до мая. Да, в Сочи не просматривалась такая безысходность, но тем не менее...
Все курорты напрямую зависят от потока туристов. Эти черноморские города, до решения о проведении у нас Олимпиады, вели медвежий образ жизни: они зимой спали, а летом зарабатывали деньги, чтоб спать зимой.
К примеру...
У меня друг в Сочи, здесь родился, живет более 40 лет, сейчас - начальник хлебного цеха. До нынешнего года он зарабатывал летом под 80-100 тысяч, а зимой - менее 10 тысяч. В эту зиму он получил столько же, сколько летом. И так у многих. Им это понравилось. Они же понимают, что благодаря Олимпиаде Сочи может превратиться в круглогодичный курорт. Да, они устали и от стройки, и от неразберихи, и от огромного количества людей и техники, но они говорят, что готовы еще потерпеть, лишь бы сделали все по уму.
Минус. И Плюс...
Конечно, перед Олимпиадой подскочили цены. Особенно взвинтили цены таксисты, и подорожало питание. Но, когда началась Олимпиада, отлично ходил общественный транспорт, а в направление олимпийских объектов он был бесплатным. Электричка "Ласточка" - это песня.
Необоснованный страх...
Чего я боялся, когда приехал в Сочи так то, что у меня не было прописки: накануне переехали на квартиру, а прописаться не успел. Меня все пугали, что первый патруль арестует до выяснения личности. Так вот. В Невинномысске на вокзале я полтора часа объяснялся с полицейскими, в Туапсе - 20 минут, в Сочи меня ни разу никто не остановил. Да, уровень безопасности был беспрецедентный. Единственное, может "ребят в штатском" надо было потщательней маскировать: некоторые из них уж явно смахивали на терминаторов.
Потрясло исключительно, как журналиста...
Потрясло огромное количество СМИ и Медиацентр.
В мой первый день приезда на глаза особенно часто попадались китайские журналисты: они активно носились по городу, желая всюду успеть, всех опросить, все сфотографировать...
Конечно, приятно удивила доступность Wi-Fi во многих городских точках.
Читать окончание интервью - "События, меняющие сознание, Часть 2"