Музей Булгакова начинается не с квартиры, а с входа в подъезд Nº 6. Стены вдоль лестницы вплоть до четвертого этажа раскрашены и исписаны посланиями поклонников таланта писателя. Тут и любимые цитаты из романов, и рисунки...

Тут же словесная полемика между почитателями и ненавистниками "Мастера и Маргариты". Естественно, есть и "приветы" от горе-туристов, желающих "запечатлеть свое имя на века".

Жаль, что горе-посетители зарисовывают хороший портрет

Жаль, что горе-посетители зарисовывают хороший портрет

Одна из популярных цитат романа

Одна из популярных цитат романа

После публикации "Мастер и Маргарита" в ноябрьском 1966 года и январском 1967-го номерах журнала "Москва", у постоянных читателей, которых в разы увеличилось уже через несколько месяцев, вспыхнул огромный интерес к автору, к его жизни и к тому, как создавался, писался роман. На исходе стояла хрущевская оттепель, но еще было время и возможность проявить любопытство к необычной, нестандартной истории. Кто такой Булгаков, почему рукопись после его смерти пролежала в столе более 25 лет, где вымысел, а где правда, кто прототипы его героев и кто он такой - Михаил Афанасьевич?

Председатель Фонда им. М. А. Булгакова Мариэтта Омаровна Чудакова написала удивительный исторический очерк "Нехорошая лестница".

Герой "Мастера и Маргариты" Мастер, пишущий роман о Пилате и Иешуа, который так и не смог опубликовать свое произведение, невольно ассоциировался с Булгаковым. "Получалось, что писатель с такой необыкновенной судьбой возник перед читателями как бы одновременно со своими необычными героями - и был в какой-то мере к ним приравнен. Роман был воспринят - особенно юными читателями - как свидетельство, как некая правда.

Удивительный автор глядел на нас в упор между строк своего текста. А между тем биография его была почти неизвестна. И тогда побежали по Москве завороженные романом люди в поисках следов жизни автора и его героев.

В конце 1970-х поиски привели почитателей на лестницу дома Nº 10 по Большой Садовой, к порогу квартиры Nº 50, номер которой сохранен писателем в романе.

3 июля 1982 года, поднявшись на 5-ый этаж, я увидела на стене около двери (стена была тогда еще белой, а дверь - деревянной, не металлической, как теперь) несколько еле видных надписей. Писали карандашом и царапали гвоздиком; видно было желание авторов выразить испытанное ими волнение - но как можно более скромно, ненавязчиво.

Эти первые надписи были такими:

Ребята! Как грустно.

Да святится имя Михаила Афанасьевича!

Боги, боги мои, как грустна вечерняя земля!

Через год-полтора стены были покрыты уже снизу доверху - красиво выписанными строками романа, иллюстрациями к нему - порой очень удачными - и свободными комментариями:

Кто не читал Аксакова,

Тому прощу обиду я,

Кто ж не читал Булгакова,

Тому я не завидую.

Рисунок, сохранившийся с тех времен

Рисунок, сохранившийся с тех времен

И коту несколько десятков лет

И коту несколько десятков лет

Потом лестницу обнаружили журналисты, появилась сочувствующая заметка в "Известиях". Советская власть реагировала быстро. На третий день стены подъезда были закрашены зеленой масляной краской, а выше - побелены. Удивительный музей исчез.

Потом он, конечно, возродился - хотя того изящного художества уже не было - гуашь не ложится на масляную краску. Все стало попроще, топорнее. И беззащитные стены лестницы взяли на себя уже не только функции Интернета, доски объявлений, почтового ящика, а и скамейки в темном углу парка или забора.

Помогли театральные художники - по нашим фотографиям они восстановили с десяток больших интересных работ. И лестница вновь ожила, задышала той жизнью, которую вдохнул в нее великий роман и его автор.

Но ненадолго. Однажды ночью неизвестные (но существующие неподалеку) вандалы внесли в подъезд ведро черной, как деготь, краски и залили все восстановленные работы, а заодно и ступени лестницы - ступени, по которым ходил когда-то сам Булгаков, а теперь с благоговением ступают поклонники писателя.

На стенах появилась нецензурная брань, фашистские свастики и выражение единственно доступной этим варварам эмоции - ненависти к другим этносам, то есть к людям, в чем-то непохожих на них самих.

Это происходило в декабре 2006 года. Человеконенавистническая акция была приурочена - в качестве подарка всем поклонникам Булгакова и самому писателю - к Булгаковским чтениям, посвященным сорокалетию со дня выхода в свет романа "Мастер и Маргарита". Чтения должны были открыться через три дня...

Стены вновь пришлось покрасить.

Сегодня в квартире Nº 50 находится Музей Булгакова, основанный 15 мая 2007 года, - в день рождения писателя.

Рождение музея - отнюдь не конец Лестницы. Она ждет своего возрождения!

Наша огромная просьба к посетителям Музея - почитателям творчества и личности Булгакова: отнеситесь с подобающим чувством к этой лестнице, по которой столько раз поднимался великий человек в нелюбимую им, но давшую жизнь роману "Белая гвардия" и героям "Мастера и Маргариты" квартиру.

Отнеситесь к этим стенам с тем же благоговением, с которым отнеслись к ней авторы первых граффити тридцать лет назад. Пусть на ней рисуют и пишут те, кто не только хочет, но и умеет выразить таким образом свои чувства к роману, его героям, его автору.

Докажите, что за эти десятилетия не оскудела российская земля талантливыми, да и просто думающими молодыми людьми.

Последние материалы