Читать начало - "Царицыно. Немного истории"

"Равно был я в Царицыне, где строение образом наилучшим отделано... Вид же Царицына при въезде так хорош, и приятен, и великолепен, и паче в своем особом роде как истинно ничего для глаз так приятного я не видел..."

Такую лестную оценку дал генерал-губернатор столицы после инспекции царицынского строительства в ноябре 1784 года в письме Екатерине II.

Царицыно в ту далекую пору

Царицыно в ту далекую пору

И сейчас при входе в парк с центрального входа открывается вид приятный и великолепный. Отдыхающих встречает "Поющий световой фонтан" - фонтан на острове, к которому ведут два изящных ажурных мостика. И мостики, и фонтан появились здесь совсем недавно и работают в теплое время года. Разбиты красивые цветники, вдаль убегают аллеи.

Если по аллее углубиться в парк, то вскоре перед взором гуляющих вырастет Фигурный мост. Или крепостные ворота? "Зачем в загородной царской резиденции массивные крепостные башни с окнами-бойницами? От кого хотел защитить Баженов свою императрицу?" - еще один вопрос без ответа

Как и двести лет назад

Как и двести лет назад

Пройдя от моста к центру дворцовой площади, лучше остановиться перед развалинами Кавалерийского корпуса, глубоко вздохнуть и оглядеться. Почти по кругу расположился редчайший неповторимый ансамбль - самый крупный в Европе псевдоготический комплекс XVIII века и единственный, разработанный в таком стиле. Еще в конце того далекого века "царицынский ансамбль стали называть "театром архитектуры" - отчасти из-за эффектной композиции и необычного оформления зданий, которые воспринимались как декорация для сказочного спектакля; отчасти из-за нарочитого несоответствия внешнего облика зданий их предназначению: "под маской" дворца могла скрываться обычная хозяйственная постройка".

Остановившись в центре площади, естественно, взор сразу выбирает Большой дворец: баженовский проект "в готическом вкусе" был практически заново выстроен Казаковым согласно московским канонам классицизма, но элементы готики он все-таки сохранил.

Большой Дворец и Хлебный дом соединяет декоративное сооружение, которое было построено Баженовым в 1784-1785 годах в виде галереи, которую в середине разрывает арка с шипами. Арка - "единственный в русской дореволюционной архитектуре пример перекрытия аркой в виде свободной дуги, не имеющей сверху нагрузки".

Декоративное сооружение от русского зодчего

Декоративное сооружение от русского зодчего

Хлебный дом - самое крупное сохранившееся здание Баженова в Царицыно. Этот корпус в плане представляет квадрат со скругленными углами, внутри которого находится двор, ныне превращенный в атриум. Среди хозяйственных построек других царских резиденций России "Хлебный дом не имеет аналогов не только в художественном отношении, но и в функциональном. Баженов здесь проявил себя мастером, знающим многие тонкости кулинарных технологий. Всего им было запланировано восемь кухонь, среди них - специализированные кухни вроде кондитерских цехов". Сейчас в Доме размещены основные экспозиции музея, атриум используется как концертный и выставочный зал.

Хлебный дом

Хлебный дом

Атриум. Старинный орган

Атриум. Старинный орган

Два следующих небольших дворца называются "Кавалерскими корпусами", хотя названия эти условны. Они появились в XIX веке и не отражают изначального предназначения зданий. Каждый корпус отличает интересная архитектурная индивидуальность. Сейчас в них располагаются административные и культурно-образовательные службы усадьбы-музея "Царицыно".

Кавалерийский корпус

Кавалерийский корпус

За Вторым Кавалерским корпусом возвышается храм иконы Божией Матери "Живоносный Источник" - единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Когда-то Матвей Дмитриевич Кантемир заложил храм в память своего отца. За два века храм вытерпел сложную судьбу. В 1990 году его передали русской православной церкви.

В честь иконы Божией Матери Живоносный Источник

В честь иконы Божией Матери Живоносный Источник

Северную часть дворцовой площади замыкает Фигурный мост, через который посетители попадают на эту уникальную территорию. За Фигурным мостом взору открывается Малый (Полуциркульный) дворец, который венчает обзор площади по кругу, но не завершает осмотр дворцового ансамбля.

Малый Дворец считается одним из самых замечательных строений Баженова в Царицыне. Он расположен на холме восточного берега Верхнего Царицынского пруда. В свое время садовники Кантемиров придали крутому склону холма правильную конусную форму, а по склону террасами разбили прогулочные дорожки. "Баженовский Малый дворец стал естественным идеальным завершением холма, повторив его форму". К началу XX века дворец превратился в руину, после реставрации в его залах проводятся музейные выставки.

На берегу Верхнего Царицынского пруда

На берегу Верхнего Царицынского пруда

Если пройти по Березовой перспективе вдоль Малого дворца, то откроется вид на еще одно чудо от Баженова - пожалуй, лучшее творение русского зодчего: Оперный дом часто "сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей". Кстати, данное творение наиболее сложно декорировано среди сохранившихся царицынских построек зодчего, но при этом оно кажется весьма легким. "В основе его планировки - великолепный двусветный зал со сводчатым потолком и превосходной акустикой, к которому примыкают два аванзала".

Несмотря на музыкальное название и отличный зал, музыка в нем до конца XX века ни разу не звучала.

За Оперным домом стоят Фигурные (Виноградные) ворота. Здесь заканчивается Березовая перспектива, здесь условно проходит граница между дворцовой и пейзажной частями парка. Второе название ворота "получили благодаря украшению-гирьке в виде виноградной грозди, которая завершает причудливый и загадочный белокаменный узор, вписанный в проем арки. Ворота благодаря своему уникальному художественному решению стали своеобразным символом царицынского ансамбля", где удивительным образом смогли сочетаться торжественность и лиричность парковой "затеи". "В этом соединении усматривают еще один пример царицынского "театра архитектуры".

Адрес музея: город Москва, ул. Дольская, д. 1

Проезд: до станций метро "Царицыно" (здесь располагается главный вход) или метро "Орехово" (вход в парк со стороны оранжереи), далее пешком.

Музей работает с 9.00 до 18.00 (в субботу до 20.00, в воскресенье до 19.00). Выходные дни - понедельник, вторник, в оранжерее - понедельник-среда. Парк открыт круглосуточно.

Подробнее о режиме работы, стоимости билетов и событиях можно посмотреть на официальном сайте музея - http://www.tsaritsyno-museum.ru/index.php

И в завершение - знакомство с парком. Далее - "Царицыно. Пейзажный парк"

Последние материалы