Царицыно - одна из необыкновенных российских усадеб. Заповедный уголок на юге Москвы уникален архитектурным ансамблем, красивыми пейзажами и ландшафтами. И с драматической историей, все еще требующей разгадки.

Весной 1775 года императрица Екатерина II во время увеселительных прогулок по московским окрестностям заехала в кантемировскую усадьбу Черная Грязь и была настолько очарована местностью, что тут же выкупила поместье у князя. Из растиражированного уже в наше время письма Екатерины своему постоянному корреспонденту барону Гримму часто приводят цитату:

Мое новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет!

Вид Царицына в 1796 году

Вид Царицына в 1796 году

Царские дворцы в России возводили чаще всего архитекторы иностранного происхождения. Царицынский ансамбль создавался исключительно русскими зодчими, лучшими московскими мастерами XVIII века. Сначала это был Василий Иванович Баженов, с 1776 по 1785 год, а потом, в 1786-1796 годах - Матвей Федорович Казаков. "Строительство подмосковной императорской резиденции под громким названием "Царицыно", да еще в "готическом вкусе" и руками именно русских зодчих - не просто царский каприз. Это был и немаловажный идеологический проект эпохи Просвещения". Проект Екатерины Великой. К сожалению, проект оказался утопией и имел печальную судьбу.

Екатерина Вторая

Екатерина Вторая

Специалисты утверждают, что царицынский ансамбль в полной мере позволяет судить о масштабах таланта Баженова. Он начертил проект "Вид Царицына села", учел пожелания императрицы, но не пошел у нее на поводу. Зодчий предпочел создать особый род архитектурных фантазий, в которых средневековые стили проступают только как метафора: он готику "пропустил " сквозь классицизм. Более того, Баженов так сумел организовать пространство, что все воспринималось как единое целое.

Но судьба дворцового ансамбля Баженова оказалась трагической и до сих пор единственного объяснения этому не нашли. Екатерина Вторая самолично утвердила проект, но при первом же посещении строительства заявила, что во дворцах "жить невозможно". К причинам гнева царицы относят, как-то: ее капризность, интриги двора против Потемкина - куратора Царицына, масонское увлечение Баженова (по мнению специалистов, и особые загадки архитектуры связывают с принадлежностью зодчего к масонам) и близость его к нелюбимому сыну Павлу Петровичу... В результате дворцы снесли до основания, а "поправлять" поручили ученику и другу Баженова - Матвею Казакову.

Современный памятник зодчим

Современный памятник зодчим

Возможно, не последнюю роль в судьбе Царицыно сыграла новая дворцовая затея императрицы - усадьба Пелла под Петербургом, которая впоследствии стала излюбленным местом отдыха Екатерины. Тем не менее, основные причины отстранения Баженова и сноса дворцов по-прежнему не выяснены и представляют одну из больших загадок усадьбы. Впоследствии, уже под руководством Матвея Казакова, ансамбль строился долго и с частыми видоизменениями проекта...

В 1776 году строительство царицынского дворца вчерне завершили, приступили к внутренним отделочным работам, но смерть Екатерины все приостановило. К началу XIX века недостроенная царская резиденция напоминала классические руины.

В 1860 году из-за убыточности Царицыно перестало быть личной собственностью императорской фамилии - его передали на баланс российской казны.

Большой дворец в руинах

Большой дворец в руинах

Почти 150 лет над усадьбой производили эксперименты. К примеру, еще лет тридцать назад на стенах Большого дворца тренировались альпинисты. В 2005 году в Царицыне развернулись масштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка. Всего через два года в День города Москвы состоялось официальное открытие. Отдых на территории усадьбы настолько пришелся по душе горожанам, что по их просьбам парк с ноября 2007 года работает круглосуточно. Сегодня это одно из любимых мест прогулок москвичей и гостей города.

Адрес музея: город Москва, ул. Дольская, д. 1

Проезд: до станций метро "Царицыно" (здесь располагается главный вход) или метро "Орехово" (вход в парк со стороны оранжереи), далее пешком.

Музей работает с 9.00 до 18.00 (в субботу до 20.00, в воскресенье до 19.00). Выходные дни - понедельник, вторник, в оранжерее - понедельник-среда. Парк открыт круглосуточно.

Подробнее о режиме работы, стоимости билетов и событиях можно посмотреть на официальном сайте музея - http://www.tsaritsyno-museum.ru/index.php

Продолжаем знакомиться с одной из самых замечательных российских усадеб. Далее - "Царицыно. Театр архитектуры"

Последние материалы