Крещение Господне и, одновременно, Богоявление, как и Рождество Христова, относятся еще к временам апостолов, то есть они являются одними из древнейших значимых праздников христианского календаря.
Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать "решительную душ и телес купно". Своим погружением в воды Иордана Господь освятил "все естество вод" и всю землю. Он впервые по зову Бога публично явился миру и в эти минуты на него в образе голубя сошел Святой Дух. Все присутствующие услышали Глас с небес: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение".
То есть при крещении Спасителя произошло явление миру Пресвятой Троицы, поэтому данный праздник называют еще Богоявлением.
Смысл праздника Богоявления в ходе истории в разных христианских традициях претерпел большие изменения. Так например, когда-то он отмечался вместе с Рождеством Христова.
Как следствие, в современное время у РПЦ, некоторых православных и католических церквях дни празднования и традиции разные: Коптская православная церковь сохранила первоначальный обряд - единое Богоявление, то есть Рождество и Крещение отмечают в один день, 7 января; католики римского обряда 25 декабря празднуют Рождество, 6 января - Богоявление и на следующий день - Крещение...
Поэтому, к слову, в Испании именно в праздник Богоявления, а не в Рождество, дети получают подарки. Считается, что их разносят волхвы (по-испански - "Los Reyes Magos - Короли-Маги").
Тема "Крещение Господне" была популярной у художников и поэтов. На эту тему писали иконы, разрисовывали церкви, создавали мозаики...
Крещение Господне
Как все начиналось
Господь создавал воду как стихию жизни, поскольку Дух Божий носился над ней, наполняя воду своей животворной энергией. Со временем человеческий грех умножился на земле, и вода жизни превратилась в воду смерти. "В водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами".
До пришествия Христа на землю, в водах иорданских людей крестил Иоанн Предтеча. Они приходили к нему немощными и больными, а выходили обновленными, поскольку их грех омывался водою. Когда Сыну Божьему исполнилось 30 лет, он пришел на Иордан не для очищения от греха (он был чист и безгрешен), а для того, чтобы освятить воды, преобразить, наполнить их жизнью.
Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: "Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни" (Ис. 53:4). "И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни".
С тех пор Церковь ежегодно освящает воду, которая становится великой святыней - "агиасма". Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют. Это вода, к которой люди прибегают особенно в болезни и дни испытаний.
Богоявление
Картина русского художника
Почему праздник называется Богоявлением
Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором мое благоволение" (Мф. 3:13-17).
В Церкви праздник Крещения Господня или Богоявление называется также Днем Светов, "потому что это не только праздник воды и Духа, но это и праздник божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который дает нам Господь в таинстве Святого Причащения, в других таинствах Церкви, а также и в освящении воды".
Освящение воды - не просто обряд. После крещенской службы, выходя на водоосвящение, верующие должны понимать, смысл и значение воды как образа жизни, как образа мира и всего творения Божьего. И хотя освящение воды не входит в число семи таинств, но как в каждом таинстве здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, "его освящение и обновление".
Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде люди не только получают прощение грехов, но и соприкасаются с Богом Живым, с его общением, возрастанием в этой живой и вечной жизни. Пришествие Бога к Своему творению празднуют верующие в радостный и светлый день Богоявления. "И се, отверзлись Ему небеса..."
Мозаика купола в Равенне
Миниатюра из Евангелия
Источники:
- http://www.pravmir.ru/
- http://www.raskol.net/
- http://wwintspace.net/
- http://www.gumer.info/
P.S. Об обычаях, традициях и обрядах на святки - днях, предшествующих Крещению, и о приметах на Крещение вы можете почитать в нашем народном календаре.
«Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой башни. Отец спрашивает, хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней - прорублена во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато - седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники много - много. В солнышке все блестит - и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев - митры. Долго выходят из-под Кремля священники светлой лентой и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола.
Автор слов и музыки Алексей Куриленко
Несется песнь, всю суету глуша,
Простой народ святым становится;
Для Господа рождается душа,
Когда в крови Христа омоется.
Белее снега стал и ты,
Храни святое одеяние;
Не пачкай этой красоты,
Примите это в пожелание.
Ты, как ребенок, вышел из воды,
Нога твоя земли не ощущает;
Законы притяжения слабы,
Когда Господь любовью наполняет.
По- моему это единственная картина, когда художник делает акцент не на Иисусе, а на конкретных людях, их реакции на явление Мессии.
«Бог принял человеческую природу ради близости к людям, чтобы чувствовать ту же боль, страх, одиночество и даже смерть. Он стал человеком, чтобы мы развернулись к Нему.
Он не даст забить камнями грешницу и обличит фарисейство, Он вернет зрение слепому и очистит прокаженного, Он научит любви и смирению.»
Мощная картина. Художник через неё говорит о любви и милосердии, милости к униженным и страждущим, о всепоглощающей любви Бога к людям.
А так. Конечно, спасибо, что пишите об этом