Этот материал является случайным результатом того простого обстоятельства, что в нашем путешествии по провинции Уэска (Huesca) в мае 2012 года мы выехали из Эль Градо (El Grado) в направлении Торресьюдад (Torreciudad).

Что там с нами произошло и каким-таким образом мы умудрились "приехать" к теме "Опус Деи", подробно рассказывается в нашей Заметке о "Путешествии в Торресьюдад"...

... С самого начала мне хотелось бы заявить, что совсем не хочется вести полемику о самом Опусе Деи. Существует много мнений, разногласий, легенд, связанных с этим институтом католической церкви. Людей любознательных отправляю по ссылкам на русском и испанском языках, которые приведены в нашей Заметке "Сайты об истории Опус Деи".

А хочется просто поговорить немного об Опусе Деи. Пишу искренне и поначалу не думала сильно погружаться в вопросы религии, всегда считая, что подобные темы вызывают слишком горячую полемику и разногласия. Постараюсь придерживаться нейтральной позиции, всего лишь донося до читателя общедоступную информацию и не пытаясь делать никаких выводов. При поиске сведений я обнаружила много спорной и противоречивой информации в Интернете и, возможно, она будет кому-то интересна.

Все, что связано с "Делом Божьим", всегда было покрыто тайной и недомолвками, сравнимыми разве что с секретами масонов...

Точно известно, что организация Опуса Деи мощна - на 2011 год она объединяла 90.260 членов во всем мире, среди которых много известных и влиятельных личностей, в том числе политиков, известных архитекторов и профессионалов других отраслей. Образование, получаемое в учебных заведениях Опуса Деи, является негласно гарантией полученных знаний и высокой профессиональной подготовки каждого из выпускников.

Ссылка на официальный сайт Опуса Деи приводится в списке использованных источников, приведенных в нашей Заметке "Сайты об истории Опус Деи".

Об Опусе Деи и его основателе

Во всех источниках почти один к одному повествуется об истории чудесного исцеления основателя Опуса Деи, произошедшей с ним в двухлетнем возрасте. История эта, больше похожая на легенду, непосредственно связана со скульптурой Святой "La Virgen de Torreciudad (Непорочная Дева Торресьюдада)", хранившейся в небольшой труднодоступной церквушке, стоящей на скалистом берегу реки Синка (Cinca) в провинции Уэска (Huesca) в 20 км от города Барбастро (Barbastro)...

... Фигурка этой Святой, вырезанная из дерева, относится к редким изваяниям, известным в качестве "Черных Дев Марий". Подобные "черные" Девы, известные всему миру, находятся в храмах "Santuario del Pilar" (Сарагоса - Zaragoza), "Santuario de Montserrat" (в 60 км от Барселоны) и Santuario de Lourdes (во Франции). Все названные храмы являются местом паломничества и входят в так называемый "маршрут Мариана" (la Ruta Mariana). Для тех, кто однажды надумает посетить храмы по этому маршруту, предлагаю посетить сайт, в том числе на английском языке, ссылку на который Вы найдете в нашей Заметке "Сайты об истории Опус Деи"...

... Вернемся к загадочной истории Хосемарии Эскрива Балагера (Josemaría Escrivá de Balaguer), приключившейся в 1904 году.

В возрасте 2-х лет мальчик тяжело заболел. Страдал он то ли разновидностью эпилепсии, то ли эта болезнь его являлась последствием перенесенного менингита. По некоторым источникам эта неизлечимая болезнь позже унесла несколько жизней других детей этой семьи.

Местный врач, лечивший будущего основателя Опуса Деи, считал ребенка безнадежным и предрекал ему всего несколько часов жизни. Родители мальчика, люди религиозные, повезли на перекладных больного мальчика из Барбастро в Торресьюдад, где над рекой, в старом ските, хранилась деревянная фигура черной Девы Марии. Мать Хосемарии, Долорес, прямо на руках поднесла больного мальчика к кормящей Деве Марии и молила ее на коленях об исцелении.

На следующий день, врач посетил семью Балагера и со скорбью в голосе спросил:

В котором часу умер мальчик?

И почему-то радостная мать неожиданно ответила доктору:

Он не только не умер, но даже играет во дворе с другими детишками!

История чудесного исцеления мальчика стала, конечно же, известной и, как и всякая легенда о великих людях или событиях, передается из уст в уста, а также описана во всех официальных источниках Опуса Деи. Уже не раз в Испании мы слышали много подобных историй чудесного исцеления больных, причем от простых людей, живущих в разных провинциях этой страны. Да, и кому не известны такие истории - неважно, где? Вера человека в Бога, святых или просто собственные силы бывает настолько сильной, что творит настоящие чудеса...

Знаменательное событие, поддерживаемое родителями Хосемарии и молвой, никогда не забывалось подрастающим ребенком и определило в будущем его дальнейшую судьбу. Он поступил в семинарию и с согласия отца закончил также еще и Факультет Права в Сарагосе.

Чтобы понять более ясно историю происхождения Опуса Деи, я пользовалась различными источниками, и в том числе книгой автора Michael Walsh: "El mundo secreto del Opus Dei - Секретный мир Опус Деи". Эту электронную книгу, переведенную на испанский язык, можно найти в виде ссылки все в той же нашей Заметке "Сайты об истории Опус Деи".

В этой книге собраны самые разнообразные сведения, как об Опусе Деи, так и самом Хосемарии и его семье. Я познакомилась всего с некоторыми главами этой книги. Вероятно, все факты, приведенные в книге, не могут быть однозначно правдивыми, тем более что главная мысль всей книги заключается в следующем: все, что связано с Опусом Деи, несмотря на его сравнительную молодость, покрыто глубокой тайной. Но, безусловно, в книге приведены очень интересные факты, связанные с началом деятельности Опуса Деи. О некоторых из них мне хотелось бы рассказать подробнее.

Прежде всего, автор книги с удивлением открывает, что у Опуса Деи как бы нет истории. Правильнее сказать нет никакой "биографии" написанной кем-то и хранящейся, как то и полагается, в каких-нибудь пыльных архивах.

Да и "ветхость" истории не так уж и ветха - и столетия не прошло! Но, нет никакой даты, подтвержденной кем-либо из членов организации, о том, когда же Хосемария Эскрива де Балагер основал Опус Деи и каким образом он это сделал. Вернее так: дата есть, но считать ее абсолютно точной нельзя. На этот счет есть всякие предположения и факты, о которых и повествует Майкл Уолш.

Официальной датой возникновения Опус Деи считается 1928 год. Возможно, именно этого хотел сам Эскрива. 2 октября этого года, молясь в мадридской церкви "Nuestra Señora de los Ángeles", Хосемария Эскрива услышал Божий глас с призванием о создании Опуса Деи. Бросившись в благодарности на колени, он поклялся выполнить Божий завет. С тех пор мысль эта не оставляла честолюбивого священника.

В 1932 году Эскрива жил со своей матерью, братом и единственной сестрой в Мадриде в нужде и поэтому занимался преподаванием. С 1933 года на квартире, в которой жила семья, стали собираться первые приверженцы теории Хосемарии - в основном, представители духовенства Мадрида. Позже Эскрива стал привлекать в свои ряды молодых образованных людей, которые встречались для ведения духовных разговоров в час полдника прямо в квартире, которую снимала мать. Мужчины разговаривали, а женщины - мать и сестра Хосемарии - только обслуживали присутствующих, не имея права участвовать в этих собраниях.

Позднее в одной из комнат исправительной колонии, арендованной благочестивыми монашками, помогающими преступникам становиться на путь истинный, начался новый этап для Эскрива. Он становится духовным отцом для трех студентов медицинского факультета, не забывая пополнять свои ряды и другими членами зарождающегося Ордена.

Вот тогда-то Эскрива и задумался о создании Академии. Лозунгом для своей Академии он взял слова "Dios y Audacia - Бог и Дерзание"...

... Порой при дословном переводе испанского слова "audacia" теряется смысл лозунга. Но, анализируя концепт модели Опуса Дей, значение слова "audacia" можно истолковать, пожалуй, как возможность приближения простого верующего человека к рангу святых посредством достижения успехов в своей профессиональной деятельности. Люди, добивающиеся успеха и признания, потому и достигают своей значимости, если только Бог им это позволяет.

Эскрива с самого начала предлагал отличную модель бытия простых мирян, которые, будучи членами Ордена, могли бы вести обычную светскую жизнь, добиваясь успехов в труде и достигая, тем самым, святости. В своих проповедях он призывал всех христиан к всеобщей святости, которая, по его мнению, не являлась уделом исключительно священников, монахинь и монахов.

Будьте совершены, как совершен Отец Ваш Небесный

(Матфей, 5:48)

Такой призыв к святости и есть определенное дерзание ("Audacia"), смелость, отвага, непокорность, гордость. Такое утверждение расходится с канонами классической католической церкви, призывающей к покорности, предполагая, что члены того или иного Ордена должны вести монашескую жизнь. Выражение "Бог - это я!" практически дословно звучало из уст самого основателя Опуса Деи на многих его конференциях и собраниях. Посмотрите в нашей Заметке "Сайты об истории Опус Деи" мою подборку записей видео на YouTube по этому поводу...

... Выражение "Dios y Audacia", в свою очередь, трансформировалось в "Академию Д и А" (Academia D. Y. A). Название уже этой аббревиатуры расшифровывалось как "Академия Права и Архитектуры" (Academia Derecho y Arquitectura).

Позже Эскрива уговорил свою мать, получившую наследство от умершего родственника, купить просторное помещение, которое полностью реформировали под резиденцию и Академию ДИА.

Жизнь в резиденции носила характер семейный. "Отцом" считали самого Хосемарию, мать Долорес называли "Бабушка", сестру Кармен - "Тетя". Майкл Уолш, автор книги "Секретный мир Опус Деи", считает, что именно тогда последователи идей Эскрива начали применять добровольные телесные самонаказания, за которые весь мир жестко критикует Опус Деи.

В ту пору, и согласно автору книги, члены этой тайной еще пока организации истязали свое тело плетью, на которую были нанизаны кусочки металла и лезвия бритв. В нашей Заметке "Сайты об истории Опус Деи" Вы можете посмотреть некоторые записи видео на YouTube о том, как выглядит в настоящее время этот инструмент самоистязания - цепь с металлическими шипами.

Акт телесного самонаказания является действием добровольным, но он всегда использовался в доктрине католической церкви, заключавшейся в том, чтобы верующий смог разделить страдания самого Иисуса. До сих пор в праздники Светлой Пасхи можно наблюдать этот спектакль телесного самоистязания на улицах множества городов Испании в период пасхальных шествий. Да и среди других глубоко верующих католических стран мира практика самоличных телесных наказаний весьма распространена...

Окончание следует - Заметка об "Опус Деи", Часть 2

Последние материалы