... После публикации серии "исторических" материалов (читайте наши "Легенды о Доне Пелайо") вернусь к рассказу о нашем путешествии по Астурии...
... Мы подъехали к Святилищу Ковадонга в тумане, но вскоре среди облаков начало пробиваться солнце. Туристов в районе Святилища, к счастью для нас, оказалось не очень много.
В тот момент я не знала о Ковадонге почти ничего, кроме самих общих сведений. Именно поэтому, возможно, нам и не удалось осмотреть все те достопримечательности, которые следовало бы увидеть, о чем я теперь жалею. Мы просто наслаждались этим местом, строгой природой, надеясь добраться еще и до озер Ковадонги, расположенных выше в горах на территории Национального Парка "Пики Европы".
В серии статей "Легенды о Доне Пелайо" я писала уже об исторической и религиозной значимости горы Аусева и "Святой Пещеры" на ней. Потому совсем неудивительно, что Ковадонгу посещают не только благодарные астурийцы и испанцы из других регионов страны, но и христианские паломники с разных концов света.
В ансамбль Святилища Ковадонга входят несколько зданий и интересных мест: Святая Пещера (Santa Cueva), Базилика Святой Марии (Basílica de Santa María la Real de Covadonga), коллегиальная церковь и резиденция каноников (Colegiata), Парк Принца (Parque del Príncipe), колокол (La Campanona), "La Casina", водные источники, озеро и многое другое. Подробную информацию и план Святилища Ковадонга на испанском и английском языках можно получить на официальном сайте "Santuario de Covadonga".
В Святилище идут и идут люди верующие, люди с недугами, люди простые и особы королевские, кардиналы, пилигримы, а также такие простые туристы, как мы. Идут поклониться фигурке Святой Марии - "Ла Сантине", как любовно называют ее в народе, прося у ней защиты, помощи и исцеления.
И мне снова захотелось оглянуться назад, перелистнув ветхие страницы истории и рассказать немного о том, что происходило на горе Аусева после победы Дона Пелайо над мусульманами.
Предполагается, что в первые годы Реконкисты в пещере был возведен простой алтарь, где в одиночестве стояла фигурка Богоматери, принимая всех верующих в ее силу и покровительство.
Позднее Король Альфонсо I в честь победы Дона Пелайо над мусульманами приказал возвести в Святой Пещере часовню с тремя алтарями в честь Девы Марии, Иоанна Крестителя и Святого Андрея.
Первая часовня тех времен была деревянной. Случившийся в 1777 году пожар уничтожил как оригинальную фигуру "Ла Сантины", так и все остальное, что находилось внутри пещеры. Нынешнее же изваяние Святой (работа XVI века) было подарено Кафедральным Собором города Овьедо, нынешней столицы Астурии, в 1798 году. В 1918 году изваяние Богоматери Ковадонги было канонизировано и причислено к лику святых.
Во время Гражданской войны в Испании фигурка Богоматери Ковадонги исчезла. История этого исчезновения довольно неясная, загадочная и, как всегда, чудесная.
Во время Гражданской войны многие церкви были разрушены и разворованы. Существуют довольно убедительные исследования истории исчезновения "Вирхен де Ковадонга", сделанные католическими учеными. Расскажу эту историю в том варианте, как я прочитала ее в одной из статей, указанных ниже в списке использованных материалов, упуская некоторые подробности...
... Гражданская война подступила к Ковадонге 6 августа 1936 года. Республиканцы-ополченцы из Кангас де Онис заняли комплекс Ковадонга, арестовав Католический Совет и всех представителей церкви, и закрыли базилику и пещеру.
"Ла Сантина" по-прежнему стояла возле алтаря часовни, вход в которую был закрыт решеткой. В конце сентября исчезли сначала ее серебряная корона, золотая роза, которую она держала в руке, а также некоторые ее одеяния тонкой работы. Вскоре исчезла уже и сама фигурка Святой.
Отель, жилища духовных лиц, зал подношений, библиотека стали вскоре объектами мародерства. Священные одежды Святой Марии, поговаривают, пошли у местных портных на отделку курток и юбок. Здание Базилики использовалось в то время в качестве кинотеатра и зала для танцев, а весь комплекс Ковадонги был отдан под госпиталь. В отеле Пелайо лечили тифозных больных.
Никто не знает точно, кто конкретно спрятал фигурку Девы Ковадонги, но она оказалась укрытой в одном из шкафов отеля Пелайо. Там ее обнаружили и стали оберегать девушка Марина, дочь механика из Ковадонги, вместе со своим женихом. Следует отметить, что молодые люди состояли при этом в партии социалистов.
Сюда же, к дверце этого шкафа, частенько приходила помолиться и Анхелес Лопес-Куэста (Ángeles López-Cuesta), жена Луиса Ларедо (Luis Laredo) - врача и члена Левой Республиканской партии. Верующая женщина приводила в эту потайную комнату и своих детей, но никогда не открывала при этом дверцу шкафа с тем, чтобы дети не выдали никому и ненароком этот священный секрет. Дети, естественно, недоумевали:
"Мама, зачем мы приходим молиться этой двери шкафа, если у нас дома полно своих шкафов?"
В декабре 1936 года республиканская еще власть в Ковадонге поменялась в очередной раз и семья Ларедо была изгнана из своего жилища. Супруга Ларедо, будучи истинной христианкой и опасаясь за дальнейшую судьбу "Ла Сантины", уведомила о ее местонахождении своего знакомого - одного из руководителей Министерства Пропаганды, профессора и писателя Антонио Ортега (Antonio Ortega). Ортега тут же отдал распоряжение перевезти фигуру Богоматери Ковадонги в Хихон.
Вскоре республиканские власти Астурии выпустили постановление, запрещавшее присваивать и уничтожать предметы искусства и культуры. Правительство "Народного фронта" пыталось создать что-то вроде Народного Музея Искусств, и даже организовало в апреле-мае 1937 года выставку в культурном центре Хихона - "Ateneo Obrero", где помимо фигурки Богоматери Ковадонги выставлялись и другие ценнейшие экспонаты.
Но войска Франко подступали к Хихону все ближе и ближе. И тогда Республиканское правительство Испании, располагавшееся к тому времени уже в Валенсии, решило для спасения всех художественных ценностей на севере Испании перевезти их в Валенсию. Организацию перевозки бесценного груза поручают анархисту (!), профсоюзному деятелю, профессору и мирянину Элеутерио Кинтанилья (Eleuterio Quintanilla).
В сентябре 1937 года Кинтанилья со всем врученным ему ценным грузом предметов искусства из Астурии, Сантандера и Леона грузится в порту Хихона на английское судно, которое должно было направиться в республиканскую тогда еще Валенсию, но... почему-то через французский порт Бордо. В результате весь груз до своего конечного пункта назначения так никогда и не дошел, а появился он в Посольстве Испании в Париже.
Святая для астурийцев фигурка "Святой Богородицы Ковадонги - Ла Сантина", спасенная уже в Испании руками "красных", в Париже снова была укрыта несколькими верующими коммунистами от бесконтрольного разграбления в одной из коробок, хранившейся в потайном месте здания Посольства рядом с лифтом. Где и обнаружили ее представители новой власти генерала Франко в марте 1939 года.
А в июне-июле того же года "Ла Сантину" со всеми почестями доставили обратно на "свое место" - в пещеру Ковадонги.
Возвращение "Ла Сантины", как любовно ее называют в народе, "домой" было воистину триумфальным. Звонили все колокола княжества Астурии. Людской поток, сопровождавший маленькую фигурку, был бесконечным, доселе невиданным. Горы и долины оглашались радостными криками, а в глазах людей стояли слезы.
"¡Viva La Santina!"
В течение всего долгого пути Святая Ковадонги покоилась на плечах людей, а 4 генерала внесли ее в пещеру - в ту самую, где когда-то ее бережно хранил и поклонялся ей отшельник. В ту самую пещеру, где она благословила смелых сынов своих, воинов Дона Пелайо, на священный бой с мусульманами.
Всегда нарядная и так, в день своего возвращения домой "Ла Сантина" выглядела, как никогда раньше, особенно торжественной - с шелковым поясом капитана и маршальским жезлом, подаренным ей испанским государством...
При написании этой статьи были использованы материалы с сайтов "Santuario de Covadonga" и "La Nueva España".
Читать продолжение - "Прогулка по Ковадонге", Часть 2 - Путешествие в Астурию"