Читать предыдущую часть рассказа - "Пиренеи. День второй. Ронкаль, Исаба (Наварра)"
От наваррского городка Исаба, если ехать по дороге NA-137, до границы с Францией остается меньше 30 км. И эти километры, словно зеленый коридор, приближают тебя все ближе и ближе к заснеженным вершинам природного карстового пиренейского ландшафта Ларра-Белагуа (Larra-Belagua)...
Вид со смотровой площадки в долине Белагуа на вершины гор
Пейзажи по дороге те, что радуют глаз - все зелено-зелено, будто плюшевые ковры, альпийские луга с незатейливыми цветами и аккуратные коровки, пасущиеся сами по себе. Тишина и кажется, что во всем мире кроме вас никого нет. Только иногда, слегка нарушая тишину, по дорогам проносятся мотоциклисты. Покой именно тот, о котором мы мечтаем, живя в шумных городах. Дали, убегающие за горизонт. А там стоят горы в дымке, покрытые снегами. Глаз отдыхает при виде сочных красок зелени, голубого неба и белых вершин.
Со смотровой площадки на дороге открывается потрясающий вид горной цепи с вершинами, каждая из которых имеет свое название. Эти названия сложны для восприятия - например, одна из них называется "Стол трех Королей (Mesa de los Tres Reyes)". Спросите почему трех Королей? Оказывается, что гора являлась той самой территорией, где сходились границы трех древних государств - Наварры, Арагона и французского Виконтства Беарн.
На этой самой горе, как за каменным столом, и собирались короли трех соседних государств, чтобы мирно обсудить вопросы, проблемы, отстоять свои интересы... А может и просто посплетничать?
Пишут также, что не хотели правители покидать территории своих королевств, вот и сходились (думаю, не без помощи своих подчиненных) на пике горы, которая служила им общей площадкой для мирных переговоров. Вершина этого самого "Стола трех Королей" является самой высокой в зоне Центральных Пиренеях (2442 м), а среди местных жителей считалась еще и Концом мира вероятно потому, что там, по их понятиям, заканчивались границы каждого из пограничных королевств.
И, хотя эта гора считалась истинно Королевской, в средние века на нее нет-нет, да и поднимались смелые пастухи, бродили вокруг также стражники и карабинеры, охраняя границы.
А вот с прошлого века туда потянулись те, кого горы манят во сне и наяву - альпинисты. До сих пор в Исабе живы первые покорители вершины "Mesa de los Tres Reyes", которые в одном из восхождений установили там 2-х метровую фигуру уроженца Наварры, известного в XVI веке миссионера, канонизированного церковью - Святого Франсиско Хавьера (San Francisco Javier). Сначала статую до подножия горы везли на мулах, а потом по частям на своих плечах и спинах отважные альпинисты подняли ее на вершину.
Недолго она там продержалась, меньше года - дождь, снег, ветер, а может и молния разрушили фигуру. И только каменную голову отыскал один из пастухов и вернул ее в спортивный клуб "Наварра". Позже была сделана другая фигура, но уже из бронзы и размером всего в 70 см, теперь именно она и стоит на вершине, запорошенная снегом (видела на чужих фото).
Дополнительная информация для тех, кто любит покорять вершины: совершить восхождение можно с приюта для альпинистов "Линса (Linza)", что находится в долине Ансо (Valle de Ansó). Там можно получить всю информацию о маршруте (примерно 17 км, продолжительность 9-10 часов). Говорят знающие люди, что это маршрут для людей опытных и с хорошей физической подготовкой.
Там, где мы остановились на придорожной смотровой площадке, также стоит здание бывшего приюта для покорителей гор, двери которого закрылись лет десять назад. "Refugio Ángel Olorón de Belagua" - так называется это прибежище для альпинистов, оно было построено на деньги спортклуба "Наварра".
В годы кризиса денег на содержание дома стало не хватать и его закрыли, о чем многие сейчас сожалеют - уж больно хорош там вид на окрестности, а небо ночью, рассказывают, зажигается звездами очень ярко. Прочла в одной газетной заметке, что, вроде, как даже деньги по нитке с мира собирали, и думают после некоторых ремонтных работ снова открыть двери полюбившегося дома наваррских альпинистов.
Проехав еще совсем немного от площадки с видом на зеленую долину "Белагуа" и вершины гор, на 57 километре дороги началась настоящая сказка. Почти как у Маршака в его "Двенадцати месяцах"! Светило солнце, было не меньше 25º тепла, мы все были в майках, на дворе стоял испанский май, а в лесу лежал снег и цвели подснежники. И хоть не апрельские, но все же подснежники!
И все в снегу, словно Новый год снова на носу! В реальной жизни продавали уже арбузы и последнюю клубнику. А тут зацветали первые вестники Весны, и на деревьях, с корнями, еще покрытыми снегом, пробивались нежные, словно молодой изумруд, листочки. Глазам не верилось, но фотографии являются свидетелями праздника, сотворенного руками двенадцати месяцев.
Дальше все по той же дороге мы подъехали к лыжной станции "Estación de esquí de Larra - Belagua. Roncalia". Место для любителей беговых лыж, снегоступов, туристских тропинок, восхождений и велосипедных пробегов. "Ронкалия" была тоже закрыта - зимний сезон закончился, а летний был еще впереди.
Дальше, переехав уже границу и на французской стороне, мы попали на еще одну лыжную станцию, кипящую зимой, пожалуй, бурной жизнью, где было все - отели, бары и рестораны. Но в мае только эхо отвечало на наш уже голодный призыв.
Выехав задолго до обеда из цивилизованной Исабы, мы наивно рассчитывали пообедать где-нибудь на территории родной нам и понятной Испании. Но, как вы уже догадались, на пути, который порадовал нас именно своей безлюдностью и первозданной красотой, даже бездомной собаке было куска не найти. Не то, что нам!
Отчаявшись, мы вспомнили про теплые, уже почти полностью прожаренные бананы, забытые в багажнике разогретой машины, есть которые было почти преступлением против желудка. Мы уже даже перестали надеяться на нахождение приюта до самого ужина! Как вдруг на дороге в одной из французских деревенек увидели спасительный указатель бара...
Помните, снова из Маршака: "Где обедал воробей?"
Нет-нет, в зоопарке у зверей мы не столовались. Откушали мы тогда у одного французского брата, но подробности расскажу дальше...
Читать продолжение - "Пиренеи. День второй. Обед у французского "брата""