Продолжаем разговор о стереотипах.
СТЕРЕОТИП - это привычное, устоявшееся наше отношение к какому-нибудь явлению, предмету. Он не обязательно должен быть ложным, как мы привыкли, но и истинным. На каком-то промежутке времени, в каких-то определенных социальных условиях.
Стереотип может быть как другом, так и врагом нашим. Многое нами принимается за веру и закрепляется в нашем сознании. И потому разрушение стереотипов - очень болезненная процедура. Человек может не только чувствовать себя дискомфортно, но и потерять психическое равновесие, вплоть до инфаркта или инсульта.
Да, нам многое дается легче, если мы работаем "на автомате". Музыканты, танцоры, спортсмены фиксируют в сознании необходимые навыки, рефлексы, что им помогает в творчестве. Поведенческие стереотипы во многом определяют наши суждения, оценки, отношения к ним. Мы знаем, как себя вести в том или ином случае, что такое хорошо и что такое плохо.
Но всегда ли стереотип наш друг и надежный советчик? Попробуем разобраться в этом на двух примерах.
Роберт Рождественский и Михаил Танич
Два великих поэта. Это очевидно. Поэты-песенники. Ими они стали несколько неожиданно. Но закономерно.
Слово - это не только мысль. Слово - звук. Слово - музыка. Не каждому поэту суждено писать тексты, рвущиеся в песню. У этих поэтов такое случилось.
Известно, что песня, хорошая песня, способна повести за собой миллионы. Будоражить сознание. Призывать менять оценки и самооценки.
Вновь зима в лицо мне вьюгой дунула,
И навстречу ветру я кричу:
- Если я тебя придумала,
Стань таким, как я хочу!
И другие слова. Другой песни. Другого поэта.
Полюбила парня да не угадала -
Вовсе не такого я во сне видала!
Я его слепила из того, что было,
А потом что было, то и полюбила.
Не знаю, сколько семей не сложилось, не состоялось, развалилось из-за первой песни. Из-за ее назидательно-категоричного припева. И сколько, наоборот, сохранилось, "слепилось" благодаря второму поэту и исполнительнице этой песни, песни "Узелки".
Два великих поэта. Кто из них больше прав?
Тот, кто убежден - для счастья нужно любимого переделывать или кто советует лепить из того, что досталось? И любить его таким, как он есть?
Песня действует не так, как теща или свекровь: сковородкой или сплетнями. Нравится мелодия, слова ничего, авторы песен люди авторитетные - значит, вперед! Руководство к действию. Не в лоб, обволакивающе, опосредованно, завораживающе, как слова гадалки, входит в нас песня.
Сон есть явь. Сон есть ложь
Я обратил внимание на различное толкование, что ли, снов у этих поэтов. В их стихах, разумеется.
Роберт Рождественский, автор призыва к "переделке любимых", считал сон своеобразной, пусть и хрупкой, защитой от торжествующих набатных будней. Он жаждал, что, проснувшись, увидит мир иным, совершеннее, справедливее, честнее. И в первую очередь, того, что касается любви.
Слышишь, я когда-нибудь встречу любовь,
Обязательно встречу любовь.
Слышишь, половодьем подступит она,
Будто утро наступит она.
Утро у поэта - панацея от многих неурядиц, сомнений. "Войду я солнышком в твое окно". "Любовь таилась в глубине, она ждала - И вот проснулась и глаза свои открыла!"... "Любовь настала так, как утро настает. Она одна во мне и плачет и смеется!"
Вообще любовная лирика Рождественского, хоть и не лишает нас оптимизма, но в ней все же больше сомнений, неуверенности. И только сон примиряет всех и вся. И дает надежду.
Приснилось мне, приснилось мне -
Снегами полон шар земной.
Кричит метель в моем окне
И нет тебя со мной....
... Такого сна ночной поре я не прощу. Люблю тебя и наяву ищу!...
... А я тебя люблю, люблю лишь тебя одну, И я живу сейчас, живу будто во сне...
... Закрой глаза, я так хочу Тебе присниться...
... Как много лет во мне любовь спала. Мне это слово ни о чем не говорило...
И, наконец, слово сказало:
СТАНЬ ТАКИМ, КАК Я ХОЧУ!
В исполнении великолепной Эдиты Пьехи эти слова - как приговор. Как стереотип. Руководство к действию. Стань другим! И все тут.
Сны Михаила Танича совсем другие. Если Роберт Рождественский искал во сне идеал, свои несбывшиеся надежды, то Танич не обожествляет сон, не считает его истиной в последней инстанции:
Я его слепила из того, что было, А потом, что было, то и полюбила.
Можно, конечно, считать, что у поэтов могут быть разные настроения, ассоциации. Рифма, наконец, куда-то там позовет... Но лепить самой образ любимого или заклинать "стань таким, как я хочу", согласитесь, две большие разницы.
И еще... Любопытно, что все же хотела переделать в своем избраннике героиня песни Пьехи? Ведь он "Самый умный, самый сильный, самый гордый, Самый лучший человек на свете"! И еще: "самый ласковый и самый славный". Воистину: "если он хороший, плохо все равно".
Не сошлись характерами? Бегом в ЗАГС!
Михаил Танич подметил и еще одну существенную, на мой взгляд, деталь. Стереотип стереотипов: "Не сошлись характерами". Ну, такие мы, особенные. Характеры у нас разные. Во-первых, он мужчина, а я женщина. Во-вторых, он любит кофе, а я чай...
Характеры у нас, видите ли, такие. Разные.
... Все у нас связалось в узелки тугие. У меня - проблемы, у него - другие.
Все мы разные. И это прекрасно.
И последнее.
Какую бы песню вы рекомендовали исполнять в ЗАГСах?
Или ту, в которой: "Я его слепила из того, что было"?
Итак, Эдита Пьеха или Алена Апина?
Узелок завяжется, узелок развяжется.
Совет вам да любовь!
Алена Апина и Михаил Танич
Эдита Пьеха