Продолжаем разговор о стереотипах.

СТЕРЕОТИП - это привычное, устоявшееся наше отношение к какому-нибудь явлению, предмету. Он не обязательно должен быть ложным, как мы привыкли, но и истинным. На каком-то промежутке времени, в каких-то определенных социальных условиях.

Стереотип может быть как другом, так и врагом нашим. Многое нами принимается за веру и закрепляется в нашем сознании. И потому разрушение стереотипов - очень болезненная процедура. Человек может не только чувствовать себя дискомфортно, но и потерять психическое равновесие, вплоть до инфаркта или инсульта.

Да, нам многое дается легче, если мы работаем "на автомате". Музыканты, танцоры, спортсмены фиксируют в сознании необходимые навыки, рефлексы, что им помогает в творчестве. Поведенческие стереотипы во многом определяют наши суждения, оценки, отношения к ним. Мы знаем, как себя вести в том или ином случае, что такое хорошо и что такое плохо.

Но всегда ли стереотип наш друг и надежный советчик? Попробуем разобраться в этом на двух примерах.

Роберт Рождественский и Михаил Танич

Два великих поэта. Это очевидно. Поэты-песенники. Ими они стали несколько неожиданно. Но закономерно.

Слово - это не только мысль. Слово - звук. Слово - музыка. Не каждому поэту суждено писать тексты, рвущиеся в песню. У этих поэтов такое случилось.

Известно, что песня, хорошая песня, способна повести за собой миллионы. Будоражить сознание. Призывать менять оценки и самооценки.

Вновь зима в лицо мне вьюгой дунула,

И навстречу ветру я кричу:

- Если я тебя придумала,

Стань таким, как я хочу!

И другие слова. Другой песни. Другого поэта.

Полюбила парня да не угадала -

Вовсе не такого я во сне видала!

Я его слепила из того, что было,

А потом что было, то и полюбила.

Не знаю, сколько семей не сложилось, не состоялось, развалилось из-за первой песни. Из-за ее назидательно-категоричного припева. И сколько, наоборот, сохранилось, "слепилось" благодаря второму поэту и исполнительнице этой песни, песни "Узелки".

Два великих поэта. Кто из них больше прав?

Тот, кто убежден - для счастья нужно любимого переделывать или кто советует лепить из того, что досталось? И любить его таким, как он есть?

Песня действует не так, как теща или свекровь: сковородкой или сплетнями. Нравится мелодия, слова ничего, авторы песен люди авторитетные - значит, вперед! Руководство к действию. Не в лоб, обволакивающе, опосредованно, завораживающе, как слова гадалки, входит в нас песня.

Сон есть явь. Сон есть ложь

Я обратил внимание на различное толкование, что ли, снов у этих поэтов. В их стихах, разумеется.

Роберт Рождественский, автор призыва к "переделке любимых", считал сон своеобразной, пусть и хрупкой, защитой от торжествующих набатных будней. Он жаждал, что, проснувшись, увидит мир иным, совершеннее, справедливее, честнее. И в первую очередь, того, что касается любви.

Слышишь, я когда-нибудь встречу любовь,

Обязательно встречу любовь.

Слышишь, половодьем подступит она,

Будто утро наступит она.

Утро у поэта - панацея от многих неурядиц, сомнений. "Войду я солнышком в твое окно". "Любовь таилась в глубине, она ждала - И вот проснулась и глаза свои открыла!"... "Любовь настала так, как утро настает. Она одна во мне и плачет и смеется!"

Вообще любовная лирика Рождественского, хоть и не лишает нас оптимизма, но в ней все же больше сомнений, неуверенности. И только сон примиряет всех и вся. И дает надежду.

Приснилось мне, приснилось мне -

Снегами полон шар земной.

Кричит метель в моем окне

И нет тебя со мной....

... Такого сна ночной поре я не прощу. Люблю тебя и наяву ищу!...

... А я тебя люблю, люблю лишь тебя одну, И я живу сейчас, живу будто во сне...

... Закрой глаза, я так хочу Тебе присниться...

... Как много лет во мне любовь спала. Мне это слово ни о чем не говорило...

И, наконец, слово сказало:

СТАНЬ ТАКИМ, КАК Я ХОЧУ!

В исполнении великолепной Эдиты Пьехи эти слова - как приговор. Как стереотип. Руководство к действию. Стань другим! И все тут.

Сны Михаила Танича совсем другие. Если Роберт Рождественский искал во сне идеал, свои несбывшиеся надежды, то Танич не обожествляет сон, не считает его истиной в последней инстанции:

Я его слепила из того, что было, А потом, что было, то и полюбила.

Можно, конечно, считать, что у поэтов могут быть разные настроения, ассоциации. Рифма, наконец, куда-то там позовет... Но лепить самой образ любимого или заклинать "стань таким, как я хочу", согласитесь, две большие разницы.

И еще... Любопытно, что все же хотела переделать в своем избраннике героиня песни Пьехи? Ведь он "Самый умный, самый сильный, самый гордый, Самый лучший человек на свете"! И еще: "самый ласковый и самый славный". Воистину: "если он хороший, плохо все равно".

Не сошлись характерами? Бегом в ЗАГС!

Михаил Танич подметил и еще одну существенную, на мой взгляд, деталь. Стереотип стереотипов: "Не сошлись характерами". Ну, такие мы, особенные. Характеры у нас разные. Во-первых, он мужчина, а я женщина. Во-вторых, он любит кофе, а я чай...

Характеры у нас, видите ли, такие. Разные.

... Все у нас связалось в узелки тугие. У меня - проблемы, у него - другие.

Все мы разные. И это прекрасно.

И последнее.

Какую бы песню вы рекомендовали исполнять в ЗАГСах?

Или ту, в которой: "Я его слепила из того, что было"?

Итак, Эдита Пьеха или Алена Апина?

Узелок завяжется, узелок развяжется.

Совет вам да любовь!

Алена Апина и Михаил Танич

Алена Апина и Михаил Танич

Эдита Пьеха

Эдита Пьеха

Последние материалы