После эпохальных картин в предыдущих частях моего повествования здесь пойдет непростой разговор о первых русских царях.

"Царёво молчание"

Иоанн IV Грозный (1530-1584) - первый царь всея Руси, объединил русские княжества в единое государство. При его правлении прекратилась вековая феодальная междоусобица, появилась система государственного правления, вооружилась армия, было побеждено Крымское ханство, сокрушена Золотая Орда на Волге, покорена Сибирь. Однако было и поражение в Ливонской войне, и голод, и неурожаи, и чума. Появилась опричнина. Но именно при Грозном на Руси была "великая тишина" - время без набегов, мятежей, войн и разбоев. Из всех российских царей отношение к Иоанну Васильевичу всегда было неоднозначным и противоречивым.

Известно, что Иоанн Васильевич, находясь в Александровской Слободе, именовал себя Игуменом, а опричников - братией. И весь уклад жизни его в тот период времени напоминал монастырский. Ночами грозный Царь каялся в своих кровавых преступлениях, а ранним утром служил с "братией" заутреню.

На картине изображен не грозный и жестокий Царь, а инок с длинной седой бородой, с большой иконой на груди. В руке зажата зеленая веточка... (вам не кажется, что иногда детали говорят больше?). И только тяжелый посох, с которым Царь не расставался никогда, отличает его от инока. Он в задумчивости...

Возможно, Иоанн Васильевич размышляет о многочисленных грехах и предательствах, которые были в его жизни? А, возможно, он уже догадывается (критика и вымысел начались ещё при его жизни), что, объединив и подняв Русь, его тут же оболгут, "подняв на щит" его многочисленные грехи, о коих он сам знает?

Его думы явно на контрасте с тем, что за стенами кельи - а там весна. В открытую дверь видна свежая зелень, а солнечный луч вселяет надежду. Несмотря ни на что. И птахи. Они клюют, щебечут, воркуют у ног грозного царя. В мягком освещении - две темные фигуры: царь внутри и ворон снаружи. Почему именно ворон?

А вот что написал о картине художник:

Молчит и молится, обозревая свои дела, Царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный. Не мельтешит, не оправдывается, не составляет пиар - кампаний. Знает он, что будет оболган, завален смрадом брехни "воспоминаний" его врагов и прощенных им бояр. Знает и молчит.

Дела его, а не болтовня о нем свидетельствуют громче и громче. Возможно, и эта картина послужит для русского зрителя поводом задуматься: почему первый и последний русские цари подвергались в истории такому охаиванию? Почему без фактов, но опираясь лишь на воспоминания, принято судить у нас тех, кто несет самый тяжелый ответ - ответ не только за себя, но и за свой народ?

"Царский указ. Малюта Скуратов"

Все полотна исторической живописи Павла Рыженко изумительные. Но некоторые потрясают до глубины души. Меня поразил образ Малюты Скуратова, и захотелось узнать о нем глубже. "Узнавание" открыло множество противоречивого и парадоксального...

Меня взгляд повергает в трепет

Меня взгляд повергает в трепет

Настоящее имя этого деятеля - Григорий Лукьянович Бельский. Малютой стал, вероятно, из-за своего небольшого роста или характерной присказки: "Молю тя..", а Скуратовым - по прозвищу своего отца - Лукьяна Афанасьевича Бельского (Скурат). Царский сатрап, палач, замучивший не одну сотню людей. Именно Скуратов по указанию Ивана Грозного удавил Митрополита Филиппа, обличавшего злодеяния царя.

Но большинству людей он известен как один из руководителей Опричнины - "высшей полиции по делам государственной измены", гвардии личной охраны царя, которая обеспечивала его физическую защиту и политическое спокойствие государства на определенном отрезке времени.

В 1572 году Иван Грозный назначил Малюту Скуратова командовать государевым полком в походе против шведов в затянувшейся Ливонской войне. Малюта лично возглавил штурм шведской крепости, но погиб смертью храбрых в начале битвы. По велению государя еще несколько лет во многих церквах молились за упокой души Григория Бельского.

На картине изображен поданный царя с бесстрастным лицом и суровым взглядом, который повергает в трепет каждого, кто осмелится посмотреть ему в глаза. Непостижимо как художник изображает взгляды своих героев?! Малюта держит в руке свиток указа. Всем известно, что руки, как и взгляд, характеризуют человека. Это в полной мере мастерски использует Павел Рыженко.

Размышления к каждой картине, представленной на выставке, заставляют задуматься. А размышление к картине "Царский указ Малюта Скуратов" о лживой пропаганде, искажении истории и антироссийской истерии, написаны как будто вчера и о нынешних событиях тоже.

"Тайна царёва. Царь Федор Иоаннович"

Царь Федор Иоаннович - Блаженный (1557-1598) взошел на престол после смерти своего отца Иоанна Грозного в 1584 году. Младший сын правителя не был подготовлен к власти, рос без матери, был болезненным ребенком, мало интересовался военными и государственными делами, предпочитая бывать в церквах и звонить в колокола.

Историк Василий Ключевский приводит отзывы современников о Федоре Иоанновиче:

Это был в их глазах блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает царство небесное, а не земное.

Грозный понимал, Федор едва ли справится с продолжением его дела. Незадолго до своей смерти он женил Федора на сестре Бориса Годунова Ирине, а затем сформировал регентский совет. В него вошли бояре Богдан Бельский, Никита Романович Юрьев, Иван Петрович Шуйский (будущий царь) и Иван Фёдорович Мстиславский. Основной задачей совета стала помощь царю. Это означало, что особо выдающиеся чиновники будут принимать все решения по управлению страной и международной политике.

В первые же годы его правления Борис Годунов приложил все усилия, чтобы остаться единственным опекуном царя. И преемником власти стал именно он. У Федора Иоанновича не было сыновей, он завещал престол своей супруге Ирине, которая передала его своему брату - Борису Годунову.

Царь, не выпуская из рук посоха, склонился к котенку и хочет приласкать его. И как презрительно, надменно, свысока смотрят на него бояре. А посох рядом, да не у них в руках...

Вот что говорил художник о своей картине:

... Царь Федор Иоаннович казался своим ближайшим боярам дурачком. Он был юродивым на троне. Очень многие из бояр были людьми волевыми, одаренными умом и широчайше образованными. Но власть царская "по недосмотру" была не в их руках, а в руках юродивого Федора Иоанновича.

Однако шли годы его царствования. Россия успешно воевала, отстраивалась, множилось ее население, и только когда по смерти бездетного Государя власть оказалась в руках боярских кланов, началось жуткая смута. В этом и скрывается тайна.

Почему именно одному, а не другому дается власть? Почему царь, не имеющий видимого изощренного ума, может пожалеть свой народ, как котенка, и не воспринимает царский посох как средство для личного обогащения, почему он в Его руках, а не в руках его ближайшего окружения?!

"Царь Алексей Михайлович (Тишайший)"

Тишайшим прозвал его, русского Царя, народ. Это Государь Алексей Михайлович Тишайший. Это он без революционных свор и прорубаний окон в Европу начал вводить элементы профессиональной армии. При нем произошел раскол, но не была гонима вера. При нем велись победные войны с Литвой.

Он был всегда спокоен, хоть и очень тяжел был его Крест царский. Мне бы хотелось, чтобы зритель встретился глазами с его взглядом. Подумал о том, нужен ли нам путь демократического буйства - или власть Отца над детьми, Царя над своими подданными?

- так говорил Павел Рыженко о своей работе. С ним можно соглашаться или нет, но посмотреть в глаза царя и встретиться с ним взглядом - это дорогого стоит.

Алексей Михайлович изображен отдыхающим. Может быть в домовой церкви после Пасхальной службы? Рядом библия и кадило, за спиной икона с лампадой и ветки осыпающейся вербы... А у ног умиротворенный кот...

Картины "Царево молчание" и "Царь Алексей Михайлович (Тишайший)" на выставке помещены рядом, на одной стене.

От Рюриковича до Романова

От Рюриковича до Романова

Кроме исторических полотен, на выставке "Русь Святая" представлен ряд небольших пейзажей, очень светлых и лиричных. Но о них в пятой части повествования.

Продолжение о картинах - читайте здесь, в пятой части повествования

Комментарии  
Русь Святая. Картины с выставки. Впечатления. Часть 4- Тяжесть царского креста
Спасибо огромное всем, кто помог мне написать и опубликовать заметку. Здорово что первые ее части вышли во время работы вытавки. Выставка работ Павла Рыженко действительно событие в культурной жизни Ставрополя. Браво форуму Славянских искусств "Золотой Витязь", нашему Музею, всем, кто посетил ее и получил , надеюсь, удовольствие.

Последние материалы