Начало читать здесь - "Музей Фаберже. Как начиналось"

В конце XIX - начале XX века для русского ювелирного искусства настал золотой век. Рост экономики привел к появлению нового круга финансовой и коммерческой элиты, которая стала завсегдатаями ювелирных мастерских. "Из многих известных в то время имен только одно стало символом той эпохи и воплощением русского ювелирного искусства для зарубежного потребителя".

Карл Фаберже - ювелир, художник и предприниматель, Поставщик Высочайшего двора, Придворный ювелир Императора Всероссийского, короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского, короля Сиама, за создание высокохудожественных произведений искусства награжденный российскими орденами Станислава и Св. Анны, болгарским Командорским орденом и французским орденом Почетного легиона, золотыми медалями Всероссийской и Всемирной выставок.

Именно он создал крупнейшую ювелирную фирму в России, определил развитие отрасли на рубеже веков, превратил Санкт-Петербург в ювелирную столицу мира.

Ручная работа украшений

Ручная работа украшений

... Существует такое понятие как стиль Фаберже и этим все сказано, то есть у него были свои технические приемы, секреты, которыми больше никто не пользуется. Например, техника работы по эмали, которую больше никто не применяет, так как это очень трудоемкий процесс. При этом "Фаберже", как промышленная компания, внесла большой вклад в развитии ювелирного ремесла как отрасли. Не случайно, что в профессиональном разговоре о марке "Фаберже" всегда прозвучат слова не просто об успехе, а о "подъеме ювелирной национальной промышленности.

И, самое главное, "Фаберже" воплотил именно русскую, российскую ювелирную мысль..."

Сергей Автоношкин, директор музея Фаберже в Баден-Бадене

Однажды Фаберже сказал:

... если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажано много бриллиантов или жемчуга.

Благодаря этой философии, помноженной на колоссальный труд и преданность делу, Фаберже стал не только успешным, но и признанным ювелиром-художником во всем мире. И его имя заслуженно стало одной из "визитных карточек" России.

"Яйца Фаберже". О трех шедеврах

Серия яиц Фаберже создавалась в период с 1885 по 1917 годы. Предполагается, что всего их было 71, из которых 52 сделаны по заказу императорской семьи. После событий 1917 года большевики продали большую часть уникальной коллекции за границу.

Сейчас известно о 46 уцелевших экземплярах, 19 из них находятся в России: 9 принадлежат Вексельбергу, 10 хранятся в Кремле.

Пасхальное яйцо "Курочка"

Яйцо "Курочка" - первый шедевр из 50 императорских пасхальных яиц, которые фирма Фаберже создала для двух императоров России между 1885 и 1916 годами. "Курочку" изготовили в 1885 году по заказу Александра III. Сей подарок предназначался супруге - императрице Марии Федоровне, в девичестве датской принцессе Дагмаре.

Заказ не был случайным. В 1882 году царская чета посетила Всероссийскую художественно-промышленную выставку в Москве, на которой демонстрировались изделия фирмы, восхитившие Александра III.

Курочка

"Курочка"

Происхождение курочки как многосоставного сюрприза пасхального яйца относится к началу XVIII века. Известны три очень похожих пасхальных сувенира, предположительно выполненных в Париже в 1720-х годах одним мастером. Сейчас они хранятся в европейских музеях.

Фаберже не стал копировать старинные образцы, которые украшали алмазные гнезда, резные камни, монограммы и девизы. Он сотворил "Курочку" как органичный и цельный пасхальный сюрприз. Белая непрозрачная эмаль сымитировала скорлупу, матовое золото - желток. В него вложили курочку из разноцветного "мозаичного золота", внутри которой - миниатюрная императорская рубиновая корона, прикрепленная к золотой цепочке (местонахождение короны и кулона неизвестно).

Император переживал за подарок. Но сюрприз так понравился супруге, что в том же 1885 году Фаберже стал придворным поставщиком, а высочайший заказ возобновлялся в последующие годы - вплоть до 1917-го.

Пасхальное яйцо "Коронационное"

Чаще всего "яйца" заказывались мастерам на произошедшее событие в империи или в жизни императорской семьи. К таким относится и "Коронационное" яйцо 1897 года - одно из самых известных и прославленных творений К. Фаберже. Событие - венчание на царство Николая II и его супруги.

9 мая 1896 г. в Москву въехала шестикилометровая парадная процессия. Ее замыкала позолоченная карета молодой императрицы, сделанная еще в 1793 году знаменитым придворным мастером И. К. Букендалем для императрицы Екатерины II и использовавшаяся на последующих коронациях.

Миниатюрная абсолютно точная копия этой кареты стала сюрпризом традиционного подарка для подношения императора супруге на Пасху 1897 г. Уникальную модель создал молодой мастер Г. Штейн, во всех деталях повторивший конструкцию кареты. И она двигалась!

Двадцатитрехлетний мастер трудился над созданием кареты в течение пятнадцати месяцев по шестнадцать часов в сутки. И, к слову, много лет спустя, когда решался вопрос о реставрации кареты, сюрприз Коронационного яйца оказался ценным материалом для проведения грамотных восстановительных работ.

Коронационное яйцо и Ландыши

"Коронационное" яйцо и "Ландыши"

Пасхальное яйцо "Ландыши"

Яйцо "Ландыши", поднесенное Николаем II супруге на Пасху 1898 года, украшено любимыми цветами молодой императрицы Александры Федоровны (по преданию ландыши символизируют чистоту, юность и невинность). "Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошированному фону, украшена полосками алмазов и оплетена внизу ландышами на золотых стеблях с зелеными эмалевыми листьями и жемчужными цветками. На лепестках ландышей, подобно утренней росе, сияют алмазы".

Сюрпризом яйца стали миниатюрные портреты трех дорогих Александре Федоровне людей - обожаемого супруга и двух старших дочерей 0льги и Татьяны. Медальоны написаны акварелью на пластинах слоновой кости и укреплены в верхней части яйца на металлических "стеблях" по принципу веера. Когда яйцо закрыто, его сверху прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами.

P.S. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке экспертная комиссия признала, что императорские пасхальные яйца отличаются "совершенством исполнения и безукоризненной монтировкой". Талантливый ювелир Фаберже, бывший членом жюри и оценивавшийся вне конкурса, был награжден орденом Почетного Легиона и памятной медалью выставки.

Яйца под Фаберже

Яйца под "Фаберже"

Последние материалы