Случилась у меня как-то по весне одна необычная встреча с птицей, ставшей для меня маленьким открытием.
В середине апреля после устоявшейся дневной температуры +16... +18° вдруг выдалось туманное утро. Густой и плотный туман окутал поселок, да так, что в полусотни метров ничего не было видно. Однако за белой, как молочный кисель, пеленой проглядывал диск горячего солнца. День, все-таки, обещал быть погожим.
Сельское утро всегда начинается с хозяйственного двора. Не нарушая распорядка, подхватив ведра, иду кормить живность. Заслышав стук калитки, лязг ведер его обитатели встречают меня оживленным птичьим гомоном. Искоса, с высокого карагача поглядывают на посыпанное зерно постоянные гости двора - горлицы, терпеливо ожидая моего ухода. Воробьишки в качестве своей территории облюбовали раскидистую шелковицу. Тоже сидят и ждут удобного момента подлететь к кормушке. Стоит мне отвернуться, как стая серых сорванцов оказывается на земле, торопливо наполняя своё брюшко дробленым зерном пшенички.
Горлицы в терпеливом ожидании зерна
Плотная туманная завеса, прогретая солнцем, действительно через полчаса бесследно испарилась и показалось голубое чистое небо.
Часто наблюдая и фотографируя птиц во дворе, моя зрительная память отчетливо помнила расположения веточек, сучков и стволов на всех соседних деревьях. Направляясь в огород, ещё с порога дома я обратила внимание на "не санкционированный" сучок на дальней акации.
Подозрительно, что это может быть? Там явно сидела какая-то крупная птица! Верный помощник фотоаппарат был тут же направлен в её сторону. До акации примерно метров 80 и увеличение объекта съемки явило мне невиданную ранее и неведомую птицу в сизом оперении с клювом темным, широким и мощным.
С такой птицей я точно раньше никогда не встречалась. Интерес и любопытство нарастали. Боясь, что она ежесекундно может вспорхнуть и улететь, я щелкала камерой, делая снимки в разных режимах, прямо не сходя с порога дома.
Удалось снять крупным планом
Однако птица сидела неподвижно, не меняя положения. А раз так, то я рискнула подойти к дереву поближе, насколько это было возможно. Положение осложнялось тем, что акация располагалась в глубине территории чужого двора, огороженного забором.
Шуршание травы, треск сухих веточек потревожили птицу. Подумала: ну, вот и всё, сейчас улетит... Но незнакомка, сидевшая на ветке бочком, как избушка на курьих ножках, вдруг приподнялась и медленно стала разворачиваться ко мне передом. Несказанно обрадовавшись такому событию, я стала её внимательно разглядывать через объектив фотокамеры.
На вид это была коренастая птица высотой до полуметра, с темно-серым окрасом оперения на голове и спине. Бока и живот же были светлыми. Короткие, желтоватые ноги оканчивались длинными пальцами с острыми когтями, которыми она вцепилась в ветку акации. Сверху на меня смотрели большие красивые глаза рубинового цвета. Однако более всего меня в ней поразил темный, короткий, но мощнейший клюв.
Вволю нащелкав кадров, удовлетворенная и счастливая я удалилась.
Теперь предстояло, используя определитель, опознать птицу. И какая же была неожиданность, когда ею оказалась птица кваква обыкновенная из семейства цаплевых! Второе её название - ночная цапля. По описанию она бывает активна рано утром, в сумерках и ночью. Днем же кваква неподвижно сидят на ветках и прекрасно себя там чувствует. Видимо в тот самый момент отдыха я и заметила её утром.
Внимательно просмотрев отснятый материал, я точно разглядела - а ведь она по-настоящему спит в тени ветвей и даже глаза прикрыты!
А ведь она спит! Сидя! Не шелохнувшись!
На нашем Щелканном пруду я неоднократно фотографировала и белых, и серых, и даже однажды рыжую императорскую цаплю, ведущих околоводный образ жизни, но ни разу не встречала ближайшего их родственника - квакву. Птицы эти хоть и родственные, но очень отличаются внешне. По сравнению с цаплей у кваквы короткая шея, короткие ноги и короткий, но очень массивный клюв.
Поняв, какую необычную птицу занесло на соседское дерево, я не удержалась от соблазна созерцания и вновь вернулась к ней. Но какая жалость, солнце теперь светило мне в глаза и на снимке выделялся только силуэт кваквы. В самую жару она передвинулась ближе к стволу и даже пробралась внутрь ветвей, спасаясь от ярких лучей.
Кваква всё еще спит
Вечером опять ноги сами меня понесли к гостье. Квакву отовсюду перекрывали ветви акации и поросль карагача. Уж я и подскакивала, и присаживалась, и на скирд соломы залазила, всё было без толку - домой возвращалась без снимков.
Долго я ещё наблюдала за дремлющей на дереве кваквой, пока не наступили полные сумерки...
Утро следующего дня оказалось ясным. Первым делом я выглянула за дверь, в надежде снова увидеть птицу, но, увы - на ветке было пусто. Ночью красивая гостья улетела на пруд или на речку кормиться лягушками и рыбой, а для очередного отдыха видимо выбрала себе какое-то другое местечко.
Вот такой удивительно-увлекательной для меня оказалась эта необычная и нежданная встреча и первое знакомство с ночной цаплей или кваквой обыкновенной.
Надеюсь, мы ещё с ней увидимся.
В полудреме
Спасибо!