Берегите эту землю, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя...
(Е. Евтушенко)
В конце октября раздался телефонный звонок:
Танюша, привет, каких новых птичек видела?
- звучит традиционный вопрос Любовь Васильевны Маловичко. О моем собеседнике, увлеченном любителе и именитом знатоке птиц, ставшим мне добрым другом, я уже рассказывала.
Проверка крыльев на прочность
Обрадовавшись звонку, взахлёб делюсь впечатлениями о своём участии в международных днях наблюдений и подсчете птиц. О бесконечной веренице летящих на юг величественных и гордых степных орлах, орланах - белохвостах! Рассказываю о многочисленных стаях серых журавлей и цапель.
Потом говорим о злободневном, о житье-бытье и вдруг мне поступает предложение поехать вместе с Любой посмотреть и пофотографировать серых журавлей. Перед отлетом к местам зимовья они остановились подкормиться на соленых озерах! Давно уже мы намечали совместную поездку, но всякого рода обстоятельства не давали возможности ей осуществиться. А тут такое везение!
Само собой с губ срывается моё однозначное:
Да!!! Я согласна!
А как надолго ты могла бы оставить своё домашнее хозяйство?
- последовал за этим вкрадчивый вопрос. Отвечаю, что на день или два с легкостью оставила бы.
Ну, а на четыре?
- поинтересовалась Люба.
Ого! Я обеими руками за, но как на это посмотрит моя соседка?
Нина Ивановна, зная моё пристрастие к пернатым, сразу прониклась появившемуся шансу поездки по интересным местам, да ещё с таким маститым орнитологом. Соседушка успокоила меня, согласившись присмотреть как за домом, так и за домашней худобой, и, благословив, отпустила в путешествие.
Фотоаппарат, запасной комплект батареек и пару теплых носок кладу в рюкзак - вот и всё, я готова в путь!
Каждый выездной день из Ставрополя был расписан Любой заранее. Поскольку осенние дни короткие, поездки предполагались дальние, а увидеть нам хотелось как можно больше, то расписание строилось на более раннем подъёме и позднем возвращении на "базу". Ежедневно в шесть часов утра у подъезда дома в прогретой и уютной легковой машине нас встречал радушный водитель Александр Игоревич и Юра, аспирант РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева (приехал к родителям в Ставрополь).
Все в сборе. К интересному орнитологическому путешествию готовы. Впереди нас ожидают четыре увлекательных дня!
Надо сказать, что с погодой в первой декаде ноября нам очень повезло. Ежедневно отправляясь в путь, мы покидали пасмурный, туманный, ветреный и холодный город. Но стоили нам только спуститься со ставропольской возвышенности, на которой-то и стоит Ставрополь, как небо очищалось, выглядывало солнышко, утихал ветер, а по этой причине настроение наше подпрыгивало и поднималось на недосягаемую высоту!
Ещё бы! Представляете, мы имели возможность по первому желанию сворачивать с автотрассы в лесополосы, слушать в тишине голоса птиц. Заезжать на небольшие, поросшие тростником и камышом, водоемы, каналы, речушки. При этом, чтобы охватить большую зону наблюдений, мы расходились все в разные стороны, а, вернувшись, обменивались впечатлениями и информацией, уточняли друг у друга виды птиц.
В дороге наше внимание привлекали сидящие птицы на проводах, деревьях вдоль трассы, их скопления на полях. Тут же делалась остановка, чтобы их сфотографировать, занести в журнал видов птиц, а также определить численность, аномальные особенности и сделать характеристику пернатых.
Ну, скажите, смогли бы мы всё это делать в ненастную погоду? То-то же! Так что на подъеме всех наших эмоциональных составляющих мы двигались вперед, вертели головами и "стреляли" глазами из окон автомобиля.
День первый
В первый день нашей экспедиции решено было посетить самую отдаленную точку маршрута. Путь держим в Ногайскую степь и чем ближе подъезжаем, тем заметнее меняется пейзаж за окном машины - преобладает скудная древесная растительность, потянулись бескрайние травяные просторы, по шоссе блуждают шары перекати-поля, а на горизонте серо-зеленой степи то тут, то там возвышаются древние, поросшие густой высокой травой, курганы.
И вот мы прибыли в зелёный оазис этого степного простора - "Иргаклинский" государственный природный заказник. Находится он в Степновском районе, на границе зоны континентальных пустынь, что на востоке нашего края. Территория заказника составляет 2.000 га и раскинулась в междуречье рек Терек и Горькая Балка. Образован заказник в 1985 году с целью сохранения и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении редких и исчезающих видов животных и растений.
Календарное время посещения заказника не позволило увидеть цветущие краснокнижные и редкие растения, которых здесь множество. К этому времени и у птиц закончилась осенняя миграция. Однако побродить по заказнику с увлеченным егерем Александром Григорьевичем, очень даже получилось. Пока Любовь Васильевна с Юрой увлеклись изучением и наблюдением за дятлами (их дуплами, "кузнецами", видовым составом), мы же с егерем отправились по узкой тропе в угодья диких кабанов, к месту их подкормки.
Путь был сложным. Извилистая тропа уводила в коряжистые чащобы. Опавшая листва попрятала на тропе коварные пеньки. Под плотной, гниющей подстилкой из листьев чавкала грязь, а мелкие ветви так и норовили хлестнуть по лицу. Зато, пробираясь в полусогнутом положении, мы умудрились кое-где на прогалинах найти ещё цветущую полупустынную растительность: скабиозу, жабрицу!
Александр Григорьевич специально вывел меня на полянку краснокнижного иргаклинского эндемика - многолетнего дикого ириса-касатика и пустынного молочая. И пусть из-под пожухлой листовой подстилки я увидела только зеленеющие стебли растений, но зато я смогла рукой прикоснуться к ним...
Вдруг неожиданно для меня лес закончился и открылась долина мелкой степной речушки, поросшей кустарниками, зарослями высоких трав и тростником. Притаились. Впереди видим кормушку кабанов, но она уже пуста; значит, дикий зверь побывал здесь раньше нас и ушел дальше в лес.
Стоим, притихли, быть может, повезет фазанов увидеть? И точно, среди тростника послышался встревоженный позыв самца "квох-квох". На секунду появился и он сам. Есть! Удача! Ура! Кадр сделан!
Александр Григорьевич радуется вместе со мной успеху и ведет меня дальше по заказнику. Он объясняет, что на этих землях были в свое время высажены и прижились такие деревья, как крымская сосна, грецкий орех, облепиха, лох, ну и, конечно же, дубы, восхищающие красотой, внушительными размерами и долголетием.
Ага, смекнула я, так вот, почему на территории заказника отлично себя чувствуют дикие кабаны? Ведь из их рациона не выводятся жёлуди, ягоды, орехи, корешки всевозможных растений, грибы и никто не мешает им здесь жить и спокойно плодиться!
За разговорами мы вышли на сосновую опушку. Ровные ряды старых крымских сосен виднелись поодаль, внизу холма. Здесь же просматривалась подрастающая им замена - молоденькие сосенки. Песчаные противоположные склоны холма укреплены кустарником, который я безошибочно узнаю (у нас в Щелкане он тоже растет) - это Аморфа кустарниковая. Растение соле- и засухоустойчивое, оно прекрасно себя чувствует в этой зоне, а по весне красиво цветет.
Пройдя среди оголенных кустарниковых ветвей, мы попадаем в сказочную дубраву, пропитанную светом и горьким запахом прелой листвы. На деревьях в верхнем ярусе ещё держались фигурные, светящиеся позолотой, листья. Оживился мой гид по заказнику, с удовольствием подвел меня к своим любимым дубам - долгожителям с причудливыми стволами, с растопыренными и замысловато изогнутыми сучьями.
Чудный лес, золотые дубравы,
как люблю я к вам в гости ходить.
Для души, а не ради забавы
в одиночестве гордом побыть.
(Екатерина Максимова)
Замечаем, что на одном из дубов степными орлами оставлено гнездо до будущего года, на другом белка намостила себе лежанку из охапки дубовых листьев для ночлега, в листовой подстилке появилось множество грибов. А вот здесь не порядок - ветром сук у дуба поломало.
Пилу надо следующим разом прихватить!
- заметил егерь.
Вволю покружив по заказнику, насмотревшись и наслушавшись любопытных рассказов увлеченного и опытного егеря, мы подошли к первоначальной точке нашего пути.
Смеркалось. Первым делом я решила переобуться и поменять мокрые носки на сухие (хорошо, что были запасные) - ведь ноги я основательно промочила.
Ну, а чтобы не заболеть, надо прогреть организм изнутри! Для этого гостеприимный хозяин пригласил всех нас к столу и угостил горячим травяным чаем с иргаклинским мёдом. Уж теперь точно о простуде и речи быть не может.
В обратный путь мы отправились поздним вечером. Поначалу каждый член нашей экспедиции с интересом просматривал свой отснятый материал, а потом дружно засопел и только водитель, Александр Игоревич, внимательно следил за дорогой, бережно доставляя экспедицию на "базу".