Или, о чем мы узнали, посетив латвийский заказник

В Латвии на территории города Елгава находится природный заказник лугов поймы реки Лиелупе. Среди множества редких и охраняемых птиц и животных здесь живут "восстановленные" тарпаны. Когда-то человек, "венец природы", их изничтожил, а потом, не сумев примириться с тем, что нет на земле, решил воскресить.

Заказник, охраняемый государством как ценный биотоп и место для гнездования птиц, включен в Мировой фонд природы (WWF), в список ценных территорий (Латвийский план охраны природы), а также в список проекта "CORINE biotopes". Здесь несколько лет назад обрели родину дикие лошади - тарпаны.

В латвийском заказнике

В латвийском заказнике

Тарпан (Equus gmelini) - вид вымершей дикой лошади. В большинстве своем исчезли около двух веков назад. Обитали преимущественно в лесостепной и степной зонах Европы и Западном Казахстане. Его считают родоначальником домашней лошади.

В книге Игоря Акимушкина "Трагедия диких животных" читаем:

Тарпаны были очень осторожны, легки и быстры на бегу. Стадом тарпанов всегда заправлял самец, он охранял стадо во время пастьбы, всегда находясь на каком-нибудь кургане, вообще на возвышенной местности, тогда как стадо паслось в долине. Самец давал знать стаду об опасности и сам уходил последним. Он же гнал свое стадо к водопою, предварительно осмотревши место водопоя, нет ли опасности, для чего удалялся от стада нередко на версту и более. В сухие лета, когда в степи вся вода пересыхала, тарпаны приближались к Днепру, где их встречали на Казацком броде, верст сорок от Зеленой. Впрочем, тарпаны, по сообщениям, очень выносливы к жажде, и достаточно небольшой росы, чтобы тарпан мог утолить свою жажду, слизывая росу языком с травы.

Тарпаны, обитающие в поймы реки Лиелупе

Тарпаны, обитающие в поймы реки Лиелупе

Причины их исчезновения

Основное место обитания тарпанов были степи. Люди к началу XIX века активно занимались сельским хозяйством, распахивая и обрабатывая целину, вырубая леса, то есть, отнимая у лошадей их территорию проживания.

Последний вольный лесной тарпан был убит в 1814 году в Восточной Пруссии. Степные "продержались" еще 100 лет.

Дольше всего степные тарпаны сохранялись в причерноморских степях, приазовских, кубанских и донских, где они были многочисленны еще в 1830-е годы. Однако через 30 лет сохранились лишь их отдельные косяки, а в декабре 1879 года (об этом чуть ниже) убили последнего тарпана в природе. Несколько лошадей прожили в неволи до 1918 года, но сколько б не приручали свободолюбивых тарпанов, они так и не смогли жить "в плену у человека"...

Другой причиной исчезновения тарпанов явилась безжалостная охота на них.

Во-первых, их в течение столетий убивали за мясо, которое считалось деликатесным.

Во-вторых, самцы-тарпаны иногда отбивали из табунов домашних кобыл, легко справляясь с жеребцами. Людей сей факт сильно травмировал и они истребляли диких лошадей.

В-третьих, тарпаны "травили посевы, а зимой иногда начисто поедали сено, заготовленное поселенцами в степи и сложенное в стога. Тарпанов стерегли у водопоев, у стогов с сеном, и жестко истребляли". Создавались специальные отряды по их уничтожению.

Их безжалостно истребляли

Их безжалостно истребляли

Свободу предпочла сытости конюшни

"В декабре 1879 года в таврической степи у села Агаймон, в 35 км от Аскании-Нова, был убит последний степной тарпан в природе" - из книги Игоря Акимушкина.

Оставшись видимо в одиночестве, тарпан (она), тоскуя видимо по обществу, стала приходить в поле "на общение" к домашним лошадям. При приближении людей она скакала прочь и в сторонке дожидалась, пока те не отъедут подальше. Интересный момент: тарпан, отдыхая, не ложилась на землю, как домашние, - она спала стоя.

Только через три года дикая лошадь немного привыкла к людям, но по-прежнему жила в одиночестве. Хотя за это время она дважды жеребилась, и отцом ее жеребят был предводитель табуна. "Жеребят, когда те выросли, стали запрягать, но они были слабые и плохие работники".

Через три года дикая кобыла решилась вместе с табуном войти в зимний загон, где лошадей кормили. Здесь ее решили поймать. Домашних лошадей выгнали из конюшни, а ее заперли там. Тарпаниха как бешеная стала кидаться на стены, буйно металась по конюшне и выбила себе один глаз. Потом забилась в темный угол и застыла, словно в трансе. Несколько дней, пока стояла там, ничего не ела. Но голод и жажда выгнали ее из угла. Постепенно она вновь стала привыкать к людям. Шла на водопой, когда вели ее. Но всякий раз старалась вырваться. И не было никакой возможности оседлать ее.

Они предпочитают свободу

Они предпочитают свободу

После того как весной кобыла ожеребилась третий раз и уже в конюшне, ее решили выпустить на вольный выпас вместе с табуном. Думали, она стала совсем ручной. Но она, как видно, свободу ценила больше сытого желудка. Как только открыли ворота и сняли недоуздок, кобыла "с громким ржаньем" умчалась в степь. Позднее вернулась, но ненадолго: подозвала своего жеребенка и ускакала вместе с ним. Больше ее не видели...

И лучше б не видели. Но история имеет трагическое окончание.

В другом селении, Аскания-Нова, недалеко от описанных выше событий, крестьяне несколько раз видели дикую лошадь. И решили они "испытать резвость своих коней" и изловить тарпана.

В бешеной скачке гнались, меняя лошадей и всадников, весь день и, возможно даже, так бы и не догнали тарпана, но тому не повезло: передней ногой он попал в сурчиную нору и сломал ногу. Упал и лежал беспомощный на снегу, храпя и скаля зубы. Люди окружили, связали его, положили на сани и привезли в село. И тут узнали: это же та самая безглазая кобыла, которая свободу предпочла сытости конюшни!

Она заслужила уже такое уважение во всей округе, что даже крестьяне, люди простые и к сантиментам не склонные, жалели ее. Захотели спасти тарпаниху, упросили деревенского парикмахера (он же и коновал) сделать ей новое копыто, протез, короче говоря. Но измученное преследованием и болью животное не воспользовалось этой последней любезностью, подаренной людьми: в конце декабря 1879 года последний вольный тарпан умер в ненавистном ему плену у человека.

"Воскрешение" тарпана

"Тут бы и следовало поставить точку, если бы история тарпанов не имела продолжения. Ученые, люди неугомонные, никак не могли примириться с тем, что нет уже на земле тарпана, и решили "воскресить" его" - из книги Игоря Акимушкина.

В начале XIX века двадцать тарпанов волею судьбы оказались у польских крестьян. Лесные дикие лошади оказались более покладистыми, чем степные, и поддались одомашниванию.

Потомки тарпанов, смешанные с домашними лошадьми, донесли до наших дней многие признаки своих предков.

"Из этих тарпановидных коников, как их называют в Польше, генетики решили умелым скрещиванием и отбором вывести новую породу лошадей с внешними признаками тарпана. Работой руководил Т. Ветулани. Дело, начатое в 1936 году, шло очень успешно, несмотря на войну и оккупацию (многих животных, с которыми экспериментировали поляки, вывезли в Германию). Тарпан возрождался на глазах: шаг за шагом, поколение за поколением его потомки, растерявшие в течение полутора веков свои признаки в массе крестьянских полукровок, постепенно вновь "собирали" их. Эти рассеянные в сотнях лошадей фамильные черты дикого мышастого коня удалось сконцентрировать, как в фокусе зеркала, в немногих животных. Некоторые кобылы стали приносить жеребят с короткой стоячей гривой, как у зебры или лошади Пржевальского. А это - наиболее типичный "дикий" признак, закрепить который у потомков домашних лошадей особенно трудно."

"Воскрешенные", или, как говорят зоологи, "восстановленные", беловежские тарпаны очень неприхотливы. Даже в холодную зиму они обходятся без стойл и других укрытий.

За воротами начинается заказник

За воротами начинается заказник

В Елгаве, куда их завезли в 2007 году, "воскрешенных" тарпанов называют Konik Pоlski.

Перед лошадьми "поставили" несколько целей. Перво-наперво, прижиться в данной естественной среде. Потом... Не допустить зарастание затопляющихся лугов. И... умножить здесь многообразие встречаемых растений и птиц, животных.

Konik Pоlski не только прижились, а заметно умножили свое присутствие на территории заказника: их сейчас более 40 особей!

Кстати, для нас оказался удивительным тот факт, что остров предназначен для спокойных прогулок и поездок на велосипеде (длина маршрута около 4 км). Значит, тарпаны приняли человека!

Тарпаны спокойно относятся к присутствию людей

Тарпаны спокойно относятся к присутствию людей

Одно необходимое условие, когда находишься в заказнике, - строго-настрого запрещено кормить лошадей. Они живут в естественной среде и нельзя вмешиваться в среду их обитания.

Последние материалы