Продолжение. Читать начало "Москва. Соборная площадь. Часть 1".
Церковь Ризположения
Между Успенским собором и Грановитой палатой находится церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Церковь Ризположения, возведенная в 1484-1485 годах псковскими мастерами, была заложена в память избавления Москвы от татарской угрозы. Сохранилась до наших дней.
Событие, которое вошло в русскую историю под именем "скорой татарщины", случилось летом 1451 года, когда к Москве внезапно подошли татарские войска, сожгли посад и обложили Кремль. Всю ночь защитники города готовились к обороне, вдохновленные и укрепленные непрестанными молитвами и службами, проводимыми митрополитом Ионой. Утром, 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, татары, бросив награбленную добычу, сняли осаду города и отступили. В память избавления города от татарской угрозы и был заложен домовой храм митрополитов, который получил название Ризположенского.
До середины XVII века она служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передали великокняжескому дворцу, себе он построил Патриаршие Палаты.
Церковь Ризположения
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
Трехэтажное здание замыкает с северной стороны ансамбль Соборной площади.
Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений. Патриаршие палаты, включая Домовую церковь Двенадцати апостолов, которая приподнята на высокие проездные арки, выстроили в едином архитектурном стиле.
Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем - личные покои патриарха.
От большого комплекса Патриаршего двора до нашего времени уцелели церковь Двенадцати апостолов, корпус жилых палат с церковью апостола Филиппа и Мироваренная палата. Все остальные помещения были либо существенно перестроены, либо разорены.
Сейчас комплекс входит в состав Музеев Московского Кремля, в нем расположилась экспозиция прикладного искусства и быта России XVII в, церкви Двенадцати апостолов - выставка иконописи XVII столетия, на которой представлены работы известнейших российских иконописцев того времени.
Часть бывшего Патриаршего огромного двора
Крестовая палата
"Крестовая палата" - парадный приемный зал патриаршего дома. Необычная для середины XVII века архитектура палаты отражала высокий уровень каменного зодчества: огромный зал, площадью 280 квадратных метров был перекрыт высоким сводом без обычной опоры в центре. Использовалась палата как зал для торжественных приемов: здесь заседали церковные соборы, патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды. В XVIII столетии в Крестовой палате была возведена печь для варки церковного масла миро. Отсюда ее второе название - Мироваренная. В 1767 году в Мироваренной палате была установлена серебряная, весом 200 килограмм, кадь для миро, подаренная императрицей Екатериной II. Рядом с печью сегодня можно увидеть серебряные сосуды для миро - дары императоров Павла I и Николая II.
Печь для варки церковного масла миро
Сегодня в музейных витринах Крестовой палаты представлены различные по назначению художественные изделия XVII века, которые входили в состав патриаршей и царской казны, принадлежали видным государственным деятелям эпохи. Высочайшую технику золотых и серебряных дел мастеров позволяет по достоинству оценить богатая коллекция древнерусской посуды. В ней представлены различные по размеру блюда и тарели, стопы и стаканы, чарки и корчики, а также широко распространенные в XVII веке ковши и братины. Отдельные группы составляют личные вещи патриархов Филарета и Никона, их домашняя одежда и церковные облачения, а также коллекция часов.
Парадный приемный зал патриаршего дома
Ансамбль колокольни "Иван Великий"
"Иван Великий" стоит на границе между Соборной и Ивановской площадью и является композиционной доминантой Кремля. Ансамбль создавался на протяжении трех с лишним веков - с 1505 по 1815 г. и состоит из трех разновременных объектов: колокольни "Иван Великий", Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.
В конце XVI века Борис Годунов, мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, надстроив ее высоким барабаном с золоченой главой. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 м. На протяжении двух веков "Иван Великий" оставался самым высоким зданием на Руси.
В 1812-ом при отступлении французы взорвали ансамбль. Столп колокольни "Иван Великий" устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814-1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI-XVII веков, здесь же находится музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.
Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.
Архитектурный ансамбль площади
Грановитая палата
Грановитую палату также начали строить при Иване III, ее предназначение - парадный тронный зал для торжественных приемов.
Восточный фасад палаты, выходящей на Соборную площадь, облицевали белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Подобная обработка камня характерна для итальянской архитектуры эпохи Возрождения и называлась "бриллиантовым рустом" (над палатой трудились итальянские зодчие). Отсюда и произошло название палаты. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные "под кирпич".
До XIX века крыша палаты была покрыта высокой четырехскатной золоченой кровлей, ныне у нее низкое покрытие. Преобразовались и окна: первоначально они походили на окна итальянских палаццо, в конце XVII века их переделали в окна с барочными наличниками.
В палату попадали, поднявшись по каменной лестнице (Красное крыльцо) и пройдя через парадные Святые сени.
При строительстве в 1838-1849 гг. Большого Кремлевского дворца палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени она соединилась с Владимирским залом.
В настоящее время Грановитая палата - представительский зал при Резиденции Президента РФ.
На Соборной площади
Царь - пушка
Царь-пушка не располагается на Соборной площади, а на западной стороне Ивановской площади. Но, когда идешь от колокольни "Ивана Великого" к церкви Двенадцати апостолов, ее невозможно не заметить. Поэтому в заключение обзора сделаем небольшое отступление.
Она изготовлена по указу царя Федора Ивановича в 1586 г. придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе.
Это самая большая пушка в мире: ее калибр 890мм, вес около 40 тонн. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.
По устройству Царь-пушка является боевым орудием, однако некоторые особенности конструкции не позволяют отнести ее ни к одному из известных типов артиллерийских орудий.
В старых документах пушка называлась "Дробовиком".
Это, а также конструкция ствола позволяют предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью.
Из пушки никогда не стреляли. Четыре ядра, сложенные пирамидой у ее подножья, носят декоративный характер. Они внутри полые.
Самая большая в мире пушка