Читать "Морская экскурсия - Легенды и мифы древнего вулкана" - Часть 1

О каждой скале, ущелье, речке можно рассказывать бесконечное множество историй, мифов, легенд. Кому интересно в подробностях, можно совершить еще и пешую прогулку по экологической тропе древнего вулкана Кара-Дага.

Кара-Даг со стороны суши. Пешая прогулка

Кара-Даг со стороны суши. Пешая прогулка

Морская прогулка продолжается и открывается чудесный вид на скальные отроги Мертвого Города, самой загадочной и таинственной части Кара-Дага. Своего рода заповедник в заповеднике. Рядом просматривается ущелье "Коридор", величественное и опасное своей крутизной. Ущелье упирается прямо в море, образуя очень уютную бухточку Барахта. Она маленькая, где-то 100 метров. Как-то Волошин с многочисленными гостями прибыл в бухту на большой лодке. Бухта еще была безымянной (во всяком случае, никто из тогдашних жителей и гостей Коктебеля не знали, как ее называть). И вот было решено всеми, кто был в этой лодке: кто первым доберется до берега, именем того бухта и будет названа. Понятно, что каждый хотел быть первым. Причаливая, все навалились на один борт, чтобы как можно быстрее выскочить на берег, и лодка перевернулась. Веселая компания дружно барахталась в воде, а, когда выбрались на берег, Максимилиан предложил это название. Так и называют до сих пор эту бухту детским словом "Барахта".

А в 1969 году ее посетил Владимир Высоцкий, отдыхавший тогда в Коктебеле, и просто влюбился в это место. Вернувшись домой, к жене Марине Влади, тут же пропел ей об этом куплет:

Прилетел я не из Ахты,

А с бухты "Барахты".

Обычно он возвращался с крымских гастролей через Севастополь, где есть его любимая Ахтиарская бухта, но в том году поехал домой из Коктебеля. И потом, встречаясь с бесчисленными друзьями и знакомыми, повторял напевом эти строчки, будучи не в силах освободиться от воспоминаний чудесного отдыха в Коктебеле. "Карадагский вирус" прочно завладел сознанием великого барда. Этот куплетик тут же "ушел в народ" и как-то быстро прижился. Первую строчку забыли, а вот вторая стала известным выражением "с бухты-барахты", то есть как-бы ни с того - ни с сего. Все знают об этом выражении, но кто знает, что родилось оно здесь, на Кара-Даге, а автор его Владимир Семенович Высоцкий.

В некотором отдалении от берега этой бухты стоит большая скала, настолько характерной формы, что волей-неволей думаешь о каком-то мифическом корабле, потерпевшем здесь крушение, но его огромный парус застыл в камень. Это скала Парус, излюбленное место отдыха многочисленных стрижей, которые здесь живут. Поэтому еще эту скалу называют Стрижевой.

После прохождения бухты пред глазами как-то очень быстро и очень уж близко возникает большая скала Шайтан, часть Хоба-Тепе. Место опасное, где часто гибли парусно-весельные корабли, отсюда такое название. В отвесной скале зияет огромная щель, частично занятая водой. На маленькой лодке можно зайти в эту щель и тогда можно услышать глухой (как из преисподней) и рокочущий звук, чередующийся правильными интервалами каждые 16-18 сек. Иные говорят, что здесь бьется сердце Кара-Дага.

Эффект очень силен для любого из присутствующих. Когда море волнуется сильнее, этот глухой рокот переходит в рев. И тогда это место становится по-настоящему опасным - сущий Ад для многих людей, погибших здесь. Вот такой этот Ревущий грот. Согласно греческому баснословию здесь был один из входов в Аид, излюбленное место Гекаты ("далеко разящей"), потому что в гроте живут еще летучие мыши, которые согласно представлениям древних греков являются душами умерших. Как раз здесь легендарный Одиссей воспользовался разрешением богов пройти в потусторонний мир, чтобы вопросить души умерших родственников о своей судьбе.

М. Волошин, будучи уже прославленным мэтром, показывал грот юной Марине Цветаевой: "... но тени тех, кого здесь звал Улисс, опять вином и кровью налились". Это надо понимать так, что мифы не исчезают, а легендарные герои могут жить и среди нас:

Заветная страна! Здесь в зареве заката

Сухие травы в могильный холм впились

И скалы высятся, где вход в Аид когда-то,

На сумрачной ладье, дерзал искать Улисс...

В. Рождественский

Ревущий грот вдается в тело скалы где-то на 70 метров, а на самом деле много дальше, потому что водолазы-исследователи не в состоянии проникнуть дальше из-за сильного сужения.

Отвесные скалы древнего вулкана

Отвесные скалы древнего вулкана

Отвесные обрывы Хоба-Тепе, которые являются самыми мощными в линии Берегового хребта, заканчиваются сильным аккордом - скалой Маяк, которая почти отвесно взлетает вверх на 380 метров. На самом верху Маяка есть маленькая площадка, где находился дом доктора Сальватора, а внизу под водой - нора Ихтиандра, его сына. Ленинградские кинематографисты в 1961 году здесь отсняли значительную часть бессмертного киношедевра. Сценарий художественного фильма "Человек-амфибия" написал Алексей Каплер, гуляя с поэтессой Юлией Друниной по "Тропе Грина" (из Старого Крыма в Коктебель). Скала Маяк оправдывает свое название, она видна издалека и по ней ориентируются мореплаватели. Этот материал "вырезали" тогдашние кинокритики по непонятной причине и в кинофильм вошли только считанные секунды экранного времени.

Напротив следующей бухты, Львиной (по названию скалы, похожей на льва, который "охраняет" вход в бухту) расположились Карадагские Ворота, или Золотые. Высота их 37 метров, а высота проема в арке 18 метров при 9-11-метровой ширине. И еще здесь достаточная глубина - около 14 метров. Так что сквозь арку Ворот могут проходить небольшие суда.

Золотые Ворота

Золотые Ворота

Существует очень древнее поверье, истоки которого теряются в глубине веков, о таинственной магической силе Карадагских Золотых Ворот. Считается, что они способствуют исполнению желаний. Для этого нужно обязательно пройти на катере рядышком с Воротами или, высший пилотаж капитана, - под аркой. В момент мысленного произнесения желания бросить в море мелкую монетку. Желательно, чтоб монетка ударилась о скалу, - времени очень мало, поэтому желание должно быть коротким и емким. И очень важным для загадывающего. Проход под аркой довольно опасен, даже при малой волне и небольшом ветре катер может получить повреждения, - все зависит от умелого искусного капитана катера.

Скала Иван-Разбойник

Скала Иван-Разбойник

Дальше по ходу морской экскурсии - большая скала Иван-разбойник (82 м н.у.м.), с восточной стороны которого приютилась маленькая удобная бухточка Пуццолановая. Название происходит от итальянского местечка Пиццуоли, что возле Неаполя, у подножия Везувия. Там нашли очень редкую горную породу, которая нигде более не встречалась, и назвали ее по месту. И вдруг такую же породу обнаружили на Кара-Даге, причем в изобилии. В этой бухте пуццолан добывали открытым способом, отсюда и название. К настоящему времени эта редкая горная порода известна только в двух местах земного шара: Везувий и Кара-Даг.

За Иваном-разбойником находится другая бухта - Разбойничья, очень уютная и красивая. Про нее существуют легенды, где главные герои - это пираты, контрабандисты и морские разбойники. Им она подходит идеально: невидимая ни с моря, ни с суши, а, кроме того, еще охраняется грозным на вид Иваном-разбойником. Однако название свое получила от запорожских казаков.

Во время татаро-монгольского ига и далее - в Османской империи в Крыму процветала работорговля. Крупнейший невольничий рынок находился в Каффе (современная Феодосия), где было много славян. Запорожцы совершали регулярные набеги на турецкие города, громя невольничьи базары, выручая своих. Казаки - бесстрашные, опытные воины и турки их боялись панически. Так вот в этой бухте запорожцы и другие казаки (кубанцы, донцы...) проводили ночи перед штурмом турецкой Каффы. В ночные бдения совершались специальные обряды с осознанием, что идут на смерть, которой уже не боялись. Это и наводило ужас на янычар. Таких казаков называли словом "харциз", то есть "дикий разбойник", "страшный разбойник". Сражались они до последнего, а в плен живыми не сдавались. Так и закрепилось за этим местом название Разбойничья бухта, а скала - Иван-разбойник. Большой корабль в бухту не зайдет (подводные камни), а потому сюда можно причалить только на маленькой лодке.

Далее по ходу движения - поселок Курортное, горы Эчки-Даг и мыс Меганом. За Меганомом (греч. "Большое Поселение") находится Судакский залив и сам город Судак, бывший древнеславянский Сурож, упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Здесь обычно катер разворачивается на 180 градусов и идет к островам Сирен.

Поселок Курортное

Поселок Курортное

Но... Сначала купание... Поход по морю не сравнить с походом через горы. Особенно в жаркое время года, когда проводятся, так называемые, киммерийские купания - это купание в открытом море прямо с борта катера. И первое - у Золотых Ворот. Конечно же, при соблюдении всех необходимых мер предосторожности. Ощущения совершенно отличаются от купания на пляже и об этом уже никак невозможно рассказать словами. Надо просто попробовать самим.

Как и полагается - сначала круг, потом турист

Как и полагается - сначала круг, потом турист

Читать далее - "Легенды и мифы древнего вулкана. Часть 3"

Последние материалы