Начало. Часть первая - История создания и процветания...

Иоанно-Мариинский женский монастырь в городе Ставрополе

Часть вторая. История разрушения...

Последней настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря (1914-1921 гг.) была игуменья Нина (Сабельникова)

В 1914 году во время Первой Мировой войны монастырские гостиницы были отданы под военный госпиталь.

Дополнение автора:
Так же как и в годы Русско-Турецкой (1877-1778) и Русско-Японской (1904-1905) войн, во время Первой мировой войны (1914-1918) отряды сестер милосердия, сформированные из послушниц монастыря, работали в госпиталях и на фронтах.
В 1910 году Ставропольский женский монастырь один откликнулся на призыв к борьбе с эпидемией Азиатской холеры. В монастыре создали отряд сестер милосердия из 50 человек, которые прошли краткий курс обучения по борьбе с этим недугом. По распоряжению вице-губернатора М. А. Пономарева две сестры милосердия были прикреплены к "заразному бараку" в г. Ставрополе, остальные же направлены в уезды - Ставропольский, Медвеженский, Александровский, Прасковейский, Благодарненский, Киевские хутора.

В январе 1918 г., согласно Декрету "Об отделении Церкви от государства" церковные общества лишились права собственности и все их имущество объявлялось народным достоянием.

Дополнение автора:
Полное названия этого документа: "Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви".
Документ был принят Советом Народных Комисаров РСФСР 23 января 1918 года. В Совет входили: Ульянов (Ленин), Подвойский, Алгасов, Трутовский, Шлихтер, Прошьян, Менжинский, Шляпников, Петровский и управляющий делами СНК Владимир Бонч-Бруевич. Последний умер 14 июля 1955 года на 82 году жизни.
После опубликования 31 декабря 1917 года проекта Декрета Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) 10 января следующего года обратился с письмом в СНК, в котором говорилось:
"Осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу...
Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния..."
Официального ответа не было, но В. И. Ленин, ознакомившись с письмом митрополита, наложил резолюцию, в которой призывал коллегию при Комиссариате юстиции поспешить с разработкой декрета об отделении Церкви от государства... (http://drevo-info.ru).
Видимо в связи с этим игуменья Нина уже 17 февраля 1918 года послала Рапорт в Ставропольскую духовную консисторию "... монастырю принадлежит 24 десятин леса, 200 десятин пахотных и сенокосных земель, а также хутор, находящейся на реке Ташла, пожертвованный отставным надворным советником Василием Иноземцевым, с принадлежащим к нему 8 десятин 1780 квадратных саженей земли..."
По данным "Клировой ведомости о церквах Кавказской епархии" за 1912 год в Монастыре имелось пять каменных церквей с колокольнями: св. пророка Иоанна Предтечи с престолами св. равноапостольной Марии Магдалины и св. великомученика Пантелеимона, Покровская, Серафимовская св. преподобных Антония и Феодосия Печерских и св. пророка Иеремии, при которых служили два священника и диакон.
Монастырь также заведовал Часовней, построенной Городским Ставропольским Обществом на Нижнем базаре на месте бывшей Казанской приходской церкви (http://simgmon.cerkov.ru/istoriya-obiteli).
Все это, вероятно, было бы объявлено народным достоянием еще в 1918 году, но Ставрополь в июле 1918 года был занят Добровольческой армией, а сразу после освобождение города Красной армией, началось притеснение верующих, перешедшее затем в открытое гонение.

В марте 1920 года была образована комиссия по ликвидации Иоанно-Мариинского монастыря и осенью 1921 года игуменье Нине и сестрам обители было "предложено" в 24 часа покинуть территорию "упраздненного монастыря". В том же году монастырь был разграблен (судьба священнослужителей - это отдельная история).

Остались только фотографии

Остались только фотографии

В довоенные десятилетия до основания снесены:

  • Иоанно-Мариинский собор и Звонница;
  • Покровский храм и Иеремиевская церковь;
  • больничная церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских;
  • ряд келейных и вспомогательных корпусов;
  • обезглавлена Серафимовская (трапезная) церковь.

Обезглавленная Серафимовская церквь

Обезглавленная Серафимовская церквь

За годы советской власти территория монастыря пришла в запустение, здания рушились и ветшали. Был ликвидирован каптаж Иеремиевского источника - на его месте в настоящее время располагается Краевой Онкологический диспансер. Погибли пруды, оранжерея и сады.

В годы советской власти территория и сохранившиеся здания монастыря последовательно использовались (по разным данным) как детский приемник, колония для малолетних преступников, школа, городской Дом отдыха, Дом отдыха для партийных работников...

С 1946 года здесь находится краевая психиатрическая больница.

В настоящее время о Доме отдыха напоминают лишь скульптуры Женщины, кормящей птиц, Оленей и... постамент скульптуры Воина-освободителя, которого сняли как будто на реставрацию, но где она сейчас пребывает неизвестно.

Просьба ко всем, кто знает больше об истории монастыря: уточняйте, дополняйте, исправляйте. С огромной благодарностью - Гурова Лариса Викторовна.

Монастырь. Декабрь 2016

Монастырь. Декабрь 2016

Прочитать Дополнение к этому рассказу - Что имеем, не храним… Хроника уничтожения

Продолжение - Часть третья. Возрождение

Комментарии  
RE: Что имеем, не храним… История разрушения
+2
Послушайте, после прочтения первой части как же тягостно читать историю разрушения, осквернения обители ... О, ВРЕМЕНА !!!
RE: Что имеем, не храним… История разрушения
+5
Спасибо, Лариса Викторовна! Сегодня по серому тоскливому дню прогулялась по тому району. Как-то все уныло - серые коробки многоэтажек, серые стены, грязная дорога, на территории монастыря - разруха. Может при солнце виделось (надеюсь!) иначе, а пока все это навеяло такое...
RE: Что имеем, не храним… История разрушения
+5
такое...
Недавно услышала, что последнее столетие в России сначала разрушают, потом восстанавливают, а возрождать только-только начали. И хватит ли сил на это? И, правда,..
1917 - "весь мир до основания разрушим..."
30-ые годы - восстанавливаем и строим
40-ые - Война
50-60-ые - восстанавливаем и строим
70-80-ые - стали жить лучше, но кому-то захотелось не просто лучше, а стать официальными собственниками: "Их" уже не устраивало "тайное" владение магазинами - заводами. Захотелось капитализма, прикрывшись демократией...
90-ые - страну ради сиюминутных амбиций "Их" спустили в унитаз. Самое гнусное предательство - стали убивать не ради высокой идей, не ради спасения близких и страны, а ради "унитаза": хапанул, удовлетворился, спустил....(
Если в мире к капитализму шли века и десятилетия, то в России эксперимент решили провести за 500 дней - "а че": революцию выдюжили, войну выстояли, теперь за два года надо перевоспитать советского человека в "цивилизованного хомо сапиенс с широкой душой потребителя". Почти удалось((( Технически ныне в стране многое восстановили и построили. Но возрождение ли это? Ах, как хочется верить.
Вот, Л.В,!, навеяло.... И спасибо тебе дорогая, что возрождаешь такие темы.
PS Каюсь, мы на нашем сайте не затрагиваем такие темы, что я тут изливала, но как-то вот прогулка по загубленному монастырю сегодня на это навеяло
RE: Что имеем, не храним… История разрушения
+6
Светлана, думаю Ваша прогулка просто совпала с серым и унылым однообразием в природе и погоде. Не хватило ярких красок, весёлого лучика солнечного ... но поверьте, через три-четыре месяца всё изменится и серые стены станут небесного цвета, а обочины дороги покроются нежной зеленью с одуванчиковыми веснушками...так будет и это точно !
RE: Что имеем, не храним… История разрушения
+6
Какой позитивный комментарий! А серый цвет ведь тоже хороший... Многое кроется в нашем настроении, наплывшем воспоминании... А темы поднимать можно разные, кто ж против, да и есть всем нам о чем поговорить...
RE: Что имеем, не храним… История разрушения
+4
Спасибо, Татьяна. Да! "Так будет и это точно". Ура!

Последние материалы