В сентябре 2016 года я случайно попала на территорию Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы Nº 1. Конечно, я знала, что здесь до Октябрьской Революции располагался женский монастырь.

Теперь точно знаю КАКОЙ!

В конце 2004 года я была здесь со своими однокурсниками, приехавшими погостить в Ставрополь. Мы прошли на территорию больницы снизу, от источника Серафима Саровского. Уже в то время было известно, что Православная Епархия планирует восстанавливать монастырь. Тогда, мы просто прошлись по неухоженной территории больницы, поразились запустению и полной разрухе некоторых строений.

Сейчас, через 12 лет после начала восстановления монастыря, очень немногое изменилось к лучшему. Понятно - за 12 лет невозможно восстановить то, что разрушалось более чем за 80 лет, но то, что я увидела, меня потрясло. Придя в себя, решила поискать подробную информацию о монастыре.

Нашла... и удивилась разночтениям и неточностям в разных источниках. Поэтому в начале декабря 2016 года решила уточнить, но мало что удалось выяснить...

А тем, что я увидела и узнала, не могу не поделиться...

Иоанно-Мариинский женский монастырь в городе Ставрополе

Часть первая. История создания и процветания...

Женский монастырь в Ставрополе основан в 1847 году по инициативе первого епископа Кавказской и Черноморской епархии Иеремии (в миру Иродион Иванович Соловьев). Задумывался он как приют для овдовевших и больных женщин и детей-сирот духовного звания, а также для болеющих женщин из других сословий. Был назван Иоанно-Мариинским в память родителей епископа.

Обитель предполагалась разместить севернее Ташлянского предместья, на хуторских землях, большинство которых принадлежали переселенцам из Курской губернии, Скомороховым.

Один из патриархов рода Скомороховых, Яков Григорьевич, узнав о намерении епископа открыть приют на их землях, написал Иеремие письмо:

... сострадая по человечеству, и имея в милости Божией безбедное состояние, но не имея кому оставить его, возникла мысль для спасения души своей, а паче для спасения душ усопших родителей Григория и Варвары, трудами коих обязан своему состоянию, отдать часть состояния для устройства планируемого приюта...

Епископом Иеремией и гражданским губернатором Александром Алексеевичем Волоцким по согласованию со Святейшим Синодом в 1848 году было принято окончательное решение об устройстве вдовьего и сиротского приюта со строительством храма во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с церковью (на хорах) во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Приют разместили на землях "Скоморохвых хуторов", пожертвованных Я. Г. Скомороховым, а частью прикупленных епархией.

В том же году строительный подрядчик - купец Маслов - подписал договор:

Обязался я, Маслов, к постройке Иоанновской церкви в городе Ставрополе у Скомороховых хуторов вблизи колодезя.

В основании фундамента храма была заложена металлическая доска с текстом:

Господу Богу Вседержителю. Сим благослови и освяти место сие, силою и действием Честного и Животворящего Креста въ отгонянии демонов. Основался в лето 1848 года, месяца мая, 25 дня, на память третьего обретения честной главы святого Иоанна Предтечи.

Уточнение автора:

Полный текст на таблице в основании фундамента храма с сохранением орфографии и пунктуации дореформенного (1918 г.) Русского языка. Только буквы Ять и Фета я не нашла - у меня это Ь и Ф:

"Господи, Боже Вседержителю. Самъ благослови и освяти мЬсто сiе силою и дЬйствiемъ честнаго и животворящаго креста въ отгонянiи демоновъ и всякого сопротивнаго. Сохраняй и благодатiю Твоею покрывай и место сiе и храмъ сей святый, и здЬ живущихъ, молитвами Преславныя Владычицы нашея Богородицы приснодЬвы Марiи, святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Христова.

Основася въ лето 1848-е мЬсяца мая 25 дня, в память третьяго обрЬтенiя честной главы святаго Иоанна Предтечи, о cпасенiи рабовъ Божiихъ Iакова и Февронiи, дарствующихъ Господу мЬсто сiе на вЬчную и молитвенную память о родителяхъ ихъ".

"Господи, прими жертву сiю и благославляй жительство сiе щедротами Твоими. Аминь".

К концу года строительство храма было завершено, а через полтора года приют преобразовали в женскую общину.

Уточнение автора:

На указателе, у входа на территорию Монастыря, обозначена дата его основания - 1849 год. Однако в наступившем 2017 году Ставропольская и Невинномысская Епархия РПЦ будет отмечать 170-летие основания обители. К этому событию выпущен небольшой буклет.

Вместе с тем и 1847 год, когда "первый Преосвященный Ставропольский Иеремия повелел открыть..." приют для беспомощных вдов и детей-сирот, и 1848 год, когда Я. Г. Скоморохов подписал дарственную о передаче церкви своих земель, освящено место закладки и был построен Храм во имя Иоанна Предтечи и Марии Магдалины, и 1849 год, когда был освящен этот Храм - имеют право считаться датами основания обители.

Генеральный план Иоанно-Мариинской обители

Генеральный план Иоанно-Мариинской обители

В 1860 году по настоянию епископа Игнатия (в миру Дмитрий Игнатьевич Брянчанинов), община была возведена во второклассный Иоанно-Мариинский женский монастырь. Официальной датой его учреждения считается 1859 год.

Уже через 10 лет в районе монастыря образовалось предместье. Оно еще долгое время называлось "Скомороховыми хуторами".

Игуменьей нового духовного центра стала настоятельница Ладинского женского монастыря Серафима. В Иоанно-Мариинской обители ею были установлены порядки в соответствии с уставом Афонских монастырей.

Дополнение автора:

В период с 1848 по 1852 г. настоятельницей приюта, затем преобразованного в женскую Иоанно-Мариинскую иноческую общину, была жительница Ставрополя Марфа Фетисьева, идейная вдохновительница создания обители для женщин. В 1862 г. Марфа Андреевна приняла монашеский постриг с именем Митрофания.

В 1852 году распоряжением преосвященного Иоанникия (в миру Иоанн Яковлевич Образцов) начальницей обители с полным правом настоятельницы была назначена монахиня Серафима - настоятельница Ладинского женского монастыря Полтавской губернии.

20 мая 1859 года Указом Священного Синода Серафима возведена в сан игуменьи, а обитель - в степень второклассного монастыря. Таким образом первой настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря в Ставрополе стала игуменья Серафима.

Умерла Серафима 1 декабря 1883 года.

При Серафиме, под руководством и при участии известного ставропольского архитектора Павла Григорьевича Воскресенского, строятся следующие здания и сооружения.

  • В 1864 году - "теплый зимний храм" во имя Покрова Пресвятой Богородицы вместимостью более 1.500 верующих, не считая церковного хора, самого представительного и многоголосого.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

  • Игуменский флигель, его соединили с Покровским храмом.

Игуменский флигель

Игуменский флигель

  • Каменная трехъярусная надвратная звонница с арочными въездными воротами и входами - в 1867 году; на ночь запирались окованными железом дубовыми воротами и калитками.

Общий вид Монастыря со Звонницей

Общий вид Монастыря со Звонницей

В 1876-1881 годах по проекту не менее известного ставропольского архитектора Константина Ефремовича Адамовича была проведена масштабная реконструкция храма Иоанна Предтечи и Марии Магдалины. Кроме обновления наружной отделки и внутренней росписи, храм расширили: был пристроен предел во имя Святого Великомученика Пантелеимона, а также новый тамбур с резными дубовыми дверьми и коваными решетками на узких высоких окнах. На храме были установлены новые купола с позолоченными крестами.

Дополнение автора:

При расширении Храма было пристроено ДВА предела: правый - во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины, левый - во имя Святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Храм во имя Святого Иоанна Предтечи и Святой Марии Магдалины

Храм во имя Святого Иоанна Предтечи и Святой Марии Магдалины

P. S. Это фотография начала ХХ века, в Государственном архиве Ставропольcкого края - Nº 1-1728.

На территории монастыря построены пять корпусов под кельи, монастырская больница, две церковно-приходские школы, два гостевых дома для приезжих богомольцев и почетных гостей, воскобойный и два маслобойных завода, ветряная и водяная мельницы.

Водяная мельница

Водяная мельница

При монастыре имелись скотный двор, пасека, многочисленные хозяйственные постройки. Владения монастыря составляли 5.000 квадратных саженей, в том числе пашни, оранжерея, три фруктовых сада общей стоимостью 500.000 рублей серебром.

Стараниями монахинь примыкающий к монастырю Члинский лес был превращен в ухоженную рощу с многочисленными аллеями, клумбами, беседками, гротами и пещерами. Все это привлекало в монастырь жителей Ставрополя, окрестных сел и станиц.

Во времена Русско-Турецкой войны в 1877-1878 гг. сестры, число которых приближалось к 250, изготавливали все необходимое для военных госпиталей. Сами монахини ухаживали за раненными и больными воинами.

Игуменья Серафима за свой более чем двадцатилетний труд по устройству монастыря была награждена Священным Синодом золотым нагрудным крестом.

В 1884 году настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря была утверждена игуменья Феофила (Анастасия Турновская), в прошлом рясофорная послушница (рясофорная - послушница без пострижения, имеющая право носить рясу) Полтавского Покровского женского монастыря, а затем манатейная монахиня. При игуменье Феофиле с 1884 по 1896 годы на территории монастыря возводятся и устраиваются следующие построения.

  • Церковь во имя мученицы Серафимы девы (трапезная) в два этажа: нижний этаж - кухня и кельи инокинь, верхний - церковь и зал для общей трапезы 1885-1887 гг.

Церковь во имя мученицы Серафимы девы

Церковь во имя мученицы Серафимы девы

  • В 1887 году - к 900-летию принятия христианства на Руси, на втором этаже монастырской больницы устраивается церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских (больница и храм освещены в 1891 году).

Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских

Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских

  • Двухэтажный корпус художественных мастерских - живописи, золотошвейных работ и поделок из дерева, кости, металла.

Здесь делали церковные принадлежности, вышивали иконы, ткали ковры, изготавливали скатерти, полотенца, салфетки, четки, прославленные на весь Кавказский край наборные шкатулки, резные кипарисове иконки и распятия, вышитые портреты российских императоров. Руководил этими работами ставропольский художник Миронов, расписавший Серафимовскую церковь и церковь Преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Также были построены жилые дома для священнослужителей и многочисленные хозяйственные постройки. Вся территория монастыря обнесена высоким каменным забором с въездными воротами.

Игуменья Феофила скончалась 28 февраля 1896 года.

Дополнение автора:

Монастырь был известен как место заключения (ссылки) игуменьи Митрофании - настоятельницы Владычного монастыря в Серпухове (1861 - 1873 гг) и учредительницы Владычно-Покровской общины сестер милосердия, а также общин в Санкт-Петербурге и Пскове.

Матушку, урожденную баронессу Розен Прасковью Григорьевну (15.11.1825 - 12.08.1899), обвиняли в подделке подписей на векселях и пр. и приговорили к 14-летней ссылке в Енисейскую губернию, которую заменили на трехлетнюю ссылку в Иоанно-Мариинский монастырырь в Ставрополе и в другие монастыри. Этот один из самых громких скандальных судебных процессов в России XIX века лег в основу пьесы А. Н. Островского "Волки и овцы".

В конце жизни Митрофания подолгу жила в Иерусалиме.

Следующей игуменьей была Апполинария (1896-1898 гг.), а затем (1898-1914 гг.) - игуменья Архелая (в миру Агрепина, урожденная Росщупкина, попавшая в Иоанно-Мариинский монастырь 14-летней девочкой).

В это же время был поднят на звонницу колокол, весом более 500 пудов.

Колокол

Колокол

Колокол для Иоанно-Мариинского женского монастыря в Ставрополе был отлит в память избавления от холеры на колокололитейном заводе "Братьев Усачевых" в городе Валдае Новгородской губернии. Колокола этого предприятия отличались гармоничным сильным звоном, прочностью и художественной отделкой. За качественное литье Усачевы удостаивались высших наград на престижных выставках в России и за рубежом.

  • В 1908 году при монастырском кладбище построена церковь во имя Святого пророка Иеремии.
  • Устроен каптаж, расположенного на территории монастыря Святого Иеремиевского источника. Воде источника приписывалось исцеление от многих болезней. Источник питал пруд, славившийся на всю округу карасями и лебедями.

Каптаж Святого Иеремиевского источника

Каптаж Святого Иеремиевского источника

Благодаря игуменье Архелае стало традицией переносить из Троицкого собора (в Неделю Всех Святых - в первое воскресенье после праздника Святой Троицы) в монастырь икону Иверской Божьей Матери.

Дополнение автора:

Иверская икона Божьей Матери была прислана в Ставрополь из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне в 1867 году на имя настоятеля Троицкого собора протоиерея Василия Розалиева неизвестным лицом.

23 февраля 1922 года вышло Постановление ВЦИК "О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих". Вскоре Ставропольская губернская комиссия по изъятию отчитывалась, что у храмов Ставрополья изъято более 600 кг серебра.

Именно тогда с Иверской иконы Божьей Матери был снят серебряный оклад, весом 18 фунтов, украшенный жемчугом, некогда пожертвованный купеческими женами.

В серебряном окладе с жемчугами

В серебряном окладе с жемчугами

В 1930 году, после закрытия и разрушения Троицкого собора, Икона попала в единственную действующую на тот момент Церковь Успения Божией Матери, где и находится по сей день.

В 1955 году, трудами живущих в Ставрополе сестер разоренного Иоанно-Мариинского монастыря и прихожан Успенской церкви, на Иверскую икону Божьей Матери была сделана бисерная риза - трогательное и уже неотъемлемое от этого образа приношение.

В бисерной ризе

В бисерной ризе

Игуменья Архелая скончалась 1 июня 1914 года в возрасте 65 лет и была похоронена на монастырском кладбище рядом с могилами Серафимы и Феофилы. Могилы не сохранились. Предполагаемое место захоронения настоятельниц монастыря отмечено крестом с памятной табличкой.

Уточнение автора.
Разбираясь с Монастырским кладбищем, я поняла что раньше допустила ошибку.
1. Есть отдельная территория - Кладбище.
2. А есть захоронение на территории Монастыря.
Так вот Игуменья Архелая была похоронена не на Монастырском кладбище, как я раньше указала, а у южной стороны средней аспиды храма Иоанна Предтечи, рядом с другими умершими игумениями Иоанно-Мариинского монастыря, то есть на территории монастыря.
Памятный крест с табличкой установлен на месте предполагаемого захоронения. В 2017 году крест с табличкой заменили на новый.

Новый крест на месте предполагаемого захоронения

Новый крест на месте предполагаемого захоронения

Табличка на новом кресте

Табличка на новом кресте

А надгробья, которые стоят поодаль - они ПРОСТО стоят.
Я разговаривала с нынешней настоятельницей монастыря Иоанной - она рассказала, что все памятники с могил на территории монастыря (а хоронили в ограде монастырей и соборов, почетных граждан, меценатов или прочих уважаемых людей), были собраны и сброшены в овраг за забор как мусор.
Нынешние монахини уже в начале XXI века, когда расчищали овраг, достали плиты и просто установили их на свободное место...
Вот такая еще одна печальная история.
А последнее фото - это вид могил на территории Монастыря начала XX века. . .

Могилы начала XX века

Могилы начала XX века

К началу ХХ века Иоанно-Мариинский женский монастырь вошел в число крупнейших на юге России. Здесь действовали 5 храмов, больница, был благоустроен пруд, разбиты сады, открыты школы для девочек, художественные мастерские и др. В монастыре находилось около 1.000 монахинь и послушниц.

Общий вид монастыря. Фото начала ХХ века

Общий вид монастыря. Фото начала ХХ века

Жизнь Иоанно-Мариинской женской обители описана в рассказе Бориса Андреевича Филиппова "Монастырь", вошедшем в книгу "Избранное", изданную в 1984 году в Лондоне, а также в повести Ильи Дмитриевича Сургучева "Губернатор".

Борис Андреевич Филиппов (1905-1991 гг.), настоящая фамилия Филистинский - поэт, прозаик, историк литературы, эссеист, публицист, редактор, библиограф, профессор-лингвист. Родился в Ставрополе. В 1950 году эмигрировал в США.

Илья Дмитриевич Сургучев (1881-1956 гг.), писатель, драматург - родился в Ставрополе. В 1922 году эмигрировал во Францию.

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и Е. А. Ефрона есть статья "Иоанно-Предтечев-Мариинский монастырь"

Прочитать Дополнение к этому рассказу - Что имеем, не храним… Монастырское кладбище

Продолжение - Часть вторая. История разрушения...

Комментарии  
Что имеем, не храним... История создания и процветания
О месте захоронения игуменьей монастыря -рядом "с апсидой" конечно - же. Нечаянно ошиблась и написала аСпида.
В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ.
что имеем, не храним... история создания и процветания
Наконец-то я закончила повествование об Иоанно-Мариинском женском монастыре в г. Ставрополе. Выдохнула. Но тут же возвращаюсь к уже опубликованному материалу. Хочу его дополнить.

Об Иверской иконе Пресвятой Богородицы.
Мне кажется это будет интересно.

После того, как настоятель Троицкого собора протоиерей Василий Розалиев получил из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне указанную икону, сестры монастыря просили своего прежнего наставника, о том, чтобы образ был передан в их монастырь. А прихожане Троицкого собора письменным адресом просили его же ходатайствовать о разрешении поставить святую икону в их храме. Рассмотрев ходатайства, епископ Феофилакт положил на них резолюцию: "Пусть присланная из Афона икона Богоматери с октября месяца стоит в Троицком соборе по День Святой Троицы - храмового праздника собора, а с сего времени в Иоанно-Мариинском монастыре по день Покрова Пресвятыя Богородицы, как храмового праздника обители, что сообразно будет с обстоятельством места и времени, ибо осенью и зимою богомольцев в обители почти не бывает, между тем как граждане в это время почти не бывают дома и более имеют свободы для хождения в храм, тогда как весною и летом граждане более всего разъезжаются по торговым делам, или по служебным делам, а в монастыре в это время бывает большой прилив богомольцев. Прочее да устроит Сама Преблагословенная Владычица, даровавшая иконе особую благость, необыкновенно влекущую к ней сердца верующих" . (Источник информации книга "Молитвенницы Кавказа. История Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря" Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии. 2005 г.).
что имеем, не храним...история создания и процветания.
+1
Спасибо огромное, Андрей. Очень оперативно внесены изменения. Удачи Вам и всего доброго. Я очень рада и поэтому слов нет...
RE: Что имеем, не храним… История создания и процветания
+3
Отличная работа проделана с дополнительным материалом, большое спасибо всему коллективу ! Я зачиталась - всё замечательно выстроено по тексту, даны своевременные ссылки и уточнения, полные названия всех церквей и храмов ... ведь какой обширной деятельностью занимался Иоанно-Мариинский женский монастырь !!! Но больше всего поражает то, как для спасения души своей поступали меценаты - строили храмы ... А нас воспитали атеистами ... с заблудшими душами )))
RE: Что имеем, не храним… История создания и процветания
+5
О, да ! Сколько труда вложено Ларисой Викторовной в статью ! Написано с живым интересом, с душой. Большое спасибо Вам за это , Лариса! Помню, в конце 90-х годов прошлого века ( как чудно звучит, ведь всего-то лет 20 назад !) часто в краевой газете читала публикации разных авторов по истории возрождения этой обители ... врезались в память слова о кощунстве и святотатстве продолжавшимся долгие годы в женском отделении психиатрической больницы, расположенном в той обезглавленной Серафимовской церкви, где в алтарной части его был устроен ...туалет для больных. А про дом отдыха читала, что по воспоминаниям очевидцев , людей здесь постоянно мучили ночные кошмары, а в темных коридорах часто мелькали потусторонние тени. И вот только теперь всё воссоздается в прежнем предназначении.Спасибо за обилие фотографий - они замечательно дополнили статью.
RE: Что имеем, не храним… История создания и процветания
+6
Какая огромная работа проделана, столько интересных фактов, неизвестных, забытых... Спасибо, Лариса Викторовна, очень познавательная статья!
что имеем, не храним... история создания, процветания
+5
Спасибо огромное за помощь в оформлении и публикации материала Администратору сайта сайта и Светлане Чаниловой-вдохновителю труда, а также Кутепову Александру Кирилловичу за исторические фото из его архива. И здорово все таки увидеть свой труд напечатанным.
RE: что имеем, не храним... история создания, процветания
+5
Рада за тебя, и в первую очередь потому, что ты сама с удовольствием поработала над материалом. Ждем продолжение) И, конечно, очень хотелось бы прочитать комментарии уважаемого Александра Кирилловича

Последние материалы