Сотворив с удовольствием видеоролик об Иване Купала, думала написать легкую небольшую статейку о традициях и обрядах этой ночи. Не тут-то было...

Прочитав несколько статей, посвященных истории праздника, возникли вопросы, но в хаос мою голову - головушку они не повергли. Когда ж пошла "гулять" по Интернету по данной теме, когда услышала новость от 23 июня по НТВ и ее ж растиражированную в последующие сутки другими сайтами:

... Полиция прервала празднование дня Ивана Купалы на Кавминводах...

РАЗОГНАЛИ...

Пресекла...

мне было уже не до красивого описания летней ночи, а захотелось с вами поговорить - посоветоваться: что сие значит?

Сначала о том, что произошло в Ставропольском крае.

На территории частного землевладения собрались более 150 жителей городов КМВ, чтобы отпраздновать Ивана Купала. Люди в традиционных национальных костюмах пели песни и водили хороводы вокруг костра, когда к лесной поляне подъехали три экипажа полиции. Сотрудники полиции потребовали прекратить несанкционированное публичное мероприятие, прекратить нарушать общественный порядок.

Любые, в общем-то, разумные доводы участников действия не возымели. Сотрудниками полиции был составлен административный протокол на одного из участников мероприятия, причем в протоколе почему-то указали, что хоровое пение и танцы возле костра являются богослужением.

Примерно так информируют своих посетителей большинство блогов и некоторые сайты.

Пресс-служба краевого управления МВД России первую часть новости подтверждает: 33-летний организатор мероприятия собрал единомышленников через интернет, мероприятие не было санкционировано, поэтому был составлен административный протокол.

Вместе с тем представитель полиции заявляет, что до окончания мероприятия сотрудники не просто не вмешивались, а обеспечивали охрану общественного порядка. К утру мероприятие было завершено.

Помимо этого, было сделано заявление, что полиция действовала в рамках нового закона, в соответствии с которым запрещено проводить религиозные обряды за пределами религиозных сооружений без согласования с органами местного самоуправления (http://www.regnum.ru/news/1675465.html).

Об этом большинство блоггеров и некоторые журналисты, в т.ч. с НТВ (http://www.ntv.ru/novosti/624756/), умалчивают.

Среди разных возникающих вопросов меня заинтересовал такой (конкретно в свете нынешней темы):

Почему стражи порядка "несанкционированное" мероприятие отнесли к богослужению?

Или среди лиц славянской наружности тайным образом присутствовал представитель РПЦ?

Что это за праздник такой, который потребовалось "разогнать" или, наоборот, "охранять до утра"?

Попробуем рассмотреть факты. Не обещаю, что коротко, но обещаю, что все будет подтверждаться цитатами и конкретными ссылками.

О происхождении самого Ивана Купала между историками, фольклористами и этнографами до сих пор идут разногласия.

Одни связывают праздник с "языческим божеством" Купала - богом лета, плодовых деревьев и летних цветов. Он иногда считался третьим после Перуна и Волоса, истукан его стоял в Киеве до Крещения Руси.

Ритуальный праздник ему был установлен в день летнего солнцестояния в начале жатвы, в Иванов день и в ночь, ему предшествующую (www.rus-sky.com).

Другие думают с точностью наоборот и приводят в подтверждение ссылку на "Густинскую летопись" (XVII век), в которой утверждается, что божество "Купала" является плодом недоразумения: летописец, зная о "бесовских игрищах" на праздник Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога.

Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое "божество" (Википедия).

Но, если происхождение "Купала" вызывает споры, то сам праздник Ивана Купала, как Праздник, в целом воспринимается однозначно (конечно, с разной интрепритацией). Он бесспорно существовал еще в давние - давние времена. Вот как об этом повествует лингвострановедческий словарь:

Иван Купала - это "древний языческий земледельческий праздник, он же Иванов день и день летнего солнцестояния, когда устанавливался самый длинный день и самая короткая ночь...

Праздник был распространен под различными названиями у многих народов Европы. Обряды, совершаемые в канун праздника, в так называемую "ночь накануне Ивана Купалы", составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы и др.

Содержательным стержнем всей купальской обрядности является мотив изгнания нечистой силы, которая, по народным представлениям, особенно опасна в это время.

Проводя эти обряды, язычники надеялись обеспечить себе урожай, здоровье, благополучие...

Во время принятия Русью христианства церковь рьяно боролась с язычеством, а особенно с Купалой. Этим можно объяснить, что уже в XIX веке некоторые народные традиции стали утрачиваться.

Среди восточных славян наиболее полно этот праздник сохранился у белорусов. Украинцы также сохранили основные древние элементы (в художественном варианте они хорошо описаны в повести Н. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки").

Русскими же основные элементы купальских обрядов были или забыты, или перенесены на другие праздники, либо претерпели метаморфическую адаптацию к довлеющей христианской религии. И только после падения СССР, в конце XX века, началось новое веяние - возрождение славянской культуры. Но об этом чуть ниже.

А пока о воцерковлении языческого праздника.

Языческие традиции, укоренившиеся в народе на протяжении столетий, долго сопротивлялись христианству. Более того, академик Рыбаков Б. А. ("Язычество Древней Руси", с. 257) считал, что во времена социальных потрясений, связанных с экономическими и политическими кризисами, на Руси происходил возврат к язычеству в 1060 и 1230 г.г.

После чего церковь начала активно приспосабливать знаменательные праздники язычников к библейским писаниям, что оказалось совсем несложно. Нашлась библейская легенда и к летнему солнцестоянию.

Но еще долго на Руси отмечали этот знаковый праздник - Ивана Купала. Вот интересная цитата из послания игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила к псковскому наместнику и властям, где обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь на Купала в очень далеком 1505 году:

зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское...

тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование...

стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание...

В XX веке Александр Мень (22 января 1935 - 9 сентября 1990), известный своими либерально-модернистскими воззрениями и уважаемый многими россиянами, в книге "Православное богослужение" (Глава IV "Двунадесятые праздники") пишет:

В нашем церковном календаре легко найти отголоски иудейских и языческих праздников, однако духовная основа их строится на Евангелии и церковной истории.

Может возникнуть вопрос: если вполне естественно, что Церковь использует прообразы Ветхого Завета, то какое отношение имеют к ней языческие праздники и ритуалы?

Ответ заключен во вселенском характере самого христианства. Борясь с многобожием, оно отнюдь не зачеркивало всех ценностей, которые содержатся в дохристианских учениях; иначе пришлось бы допустить, что миллионы людей, созданных по образу и подобию Божию, тысячи лет были целиком во власти лжи и самообмана...

Человек многое постиг, многому научился; в христианстве же ему открылось то, чего не имела ни одна религия, - Личность Богочеловека...

Праздники Древнего Востока и греко-римского мира порой заключали в себе глубокое мистическое содержание; в то же время они породили обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа.

Поэтому христианство сочло возможным и даже необходимым возродить эти традиции, обогатив их новым смыслом...

В светских изданиях советской эпохи, в частности у Руднева В. А. "Обряды народные и обряды церковные" (Л.: Лениздат, 1982, с. 107) и в БСЭ утверждается, что вскорости после принятия христианства ко дню рождества Иоанна Предтечи был приурочен целый комплекс языческих обрядов, связанных с летним солнцестоянием, земледельческим праздником, что Купала - это всего лишь народное прозвище Иоанна Крестителя.

Кстати, согласно Евангелиям, Иоанн является ближайшим предшественником Иисуса Христа, который предсказал пришествие Мессии. Именно он крестил в водах Иордана Иисуса Христа, а затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и ее дочери. Считается исторической фигурой.

Наступил век XXI. Нет Союза. Переписывается История. Появляются новые веяния, течения, союзы, каждый из которых хочет донести до населения свою правду, свои умозаключения, свою историю.

Есть Интернет; его возможности эксплуатируются на полную катушку. При этом идет глобальное засорение и дезинформация - порой осознанное, но чаще по недомыслию и равнодушию.

И вот мы имеем, что имеем. Несколько цитат на рассматриваемую нами тему:

Иван Купала - один из главных праздников календаря, день Рождества Иоанна Крестителя, день летнего солнцестояния. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника, составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, ... уничтожение чучела, ... ночные бесчинства и др. (http://pagan.ru/slowar/i/iwankupala0.php).

... праздник Иван Купала популярен не только среди русского народа. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - как Купало или Купайло.

Таким образом, начиная от Карпат и по всей Руси, в ночь с 6 на 7 июля многие века отмечали и продолжают сегодня отмечать этот мистический, загадочный, чарующий, разгульный и веселый праздник ... (www.km.ru).

На сайтах www.epoland.ru и www.jezyk-rosyjski.net мы ж читаем следующее:

... самое большое количество сходств в верованиях, обрядах и гаданиях русского и польского народов, сохранилось в двух народных праздниках: в польском празднике Ночь Свентояньска и в русском празднике Ивана Купалы. Оба праздника отмечались в ночь летнего солнцестояния, т. е. с 23-го на 24-ое июня.

И еще одна цитата - интерпретация с точки зрения "медика":

... в ночь с 6 на 7 июля россияне будут праздновать день Ивана Купала - народный языческий праздник.

Если взглянуть на обряды и ритуалы праздника Ивана Купала глазами современного человека, можно с полной уверенностью утверждать, что они выполняют прямо-таки психотерапевтическую роль: помогают освободиться от многих наших комплексов и проблем...

Ведь Купала - праздник любви. Любовные игры на Купалу - это своего рода сражение с силами тьмы, ведь там, где есть любовь, нет места злу...

Да, простите меня, уважаемый читатель, что в тексте приводится множество цитат и ссылок, но тема эта полна абсурдных домыслов и искажений.

Поэтому хочется, уже почти в заключение, привести две цитаты от официальных лиц. Первая принадлежит Союзу Славянских Общин, основанному в 1997 году:

Здравия, други!

В этом году (2013-ом - прим. автора этого материала) празднование Купалы... будет проводиться совместно жрецами Содружества Общин "Велесов Круг" и ССО СРВ.

Событие поистине знаковое, ибо славянскому движению пора единить силы!...

Празднество состоится 21-23 июня, в дни летнего cолнцестояния. Частные обряды (имянаречения, очищения, свадьбы), о которых следует договариваться со жрецами заранее, будут проводиться в специально отведенный для них день - 21 июня. На празднике будут традиционно представлены: торжище славянских товаров, тематические лекции, мастер-классы народных умений... (www.rodnovery.ru).

Глава миссионерского отдела Архангельской епархии осудил проведение 7 июля 2007 года (в Рождество Иоанна Предтечи и Крестителя Господня) языческого праздника в честь Ивана Купалы на территории музея "Малые Корелы" и сказал следующее:

Из года в год люди от культуры нам пытаются навязать мнение о том, что это народные праздники, народный фольклор и прочее.

Никто не спорит, до принятия христианства на Руси все это было. Но потом же последовал запрет этих языческих обрядов, которые далеко не безопасны. Наши предки это хорошо понимали и боролись с язычеством достаточно жестко.

Что нас сегодня заставляет пропагандировать эти сомнительные обряды, что мы от них ждем или какую пользу желаем извлечь? Ответ, наверное, достаточно прост: деньги любой ценой...

Пресс-служба "Малых Корел" в ответ заявила следующее:

музей деревянного зодчества - это учреждение культуры, и его задача состоит в том, чтобы донести до людей народную культуру во всем ее многообразии, в том числе в фольклоре и языческих обрядах.

И далее:

Мы со всей ответственностью подходим к организации православных праздников, но считаем, что гостей музея необходимо знакомить и с языческими традициями Древней Руси, поэтому подобные обрядовые праздники будем проводить и в дальнейшем (http://www.patriarchia.ru/db/text/266266.html).

В общем-то, мне импонирует ответ Музея.

Подведем итоги. Если где-то ненароком ошибусь, вы, надеюсь, меня ненавязчиво поправите.

В дохристианские времена языческий праздник был связан с днем летнего солнцестояния.

С принятием христианской веры его приурочили ко дню рождения Иоанна Крестителя. Так как до 1918 года эти дни "стояли рядышком", то праздник официально отмечали 24 июня.

В феврале 1918 года правительство большевиков ввело указ о переходе на новый стиль, чтобы уровнять календарь с общеевропейским. С тех пор Рождество Пророка и Крестителя Господня Иоанна стало праздноваться 7 июля.

В советское время "закрепили мнение", что

Купала - народное прозвище Иоанна Крестителя,

поскольку еще ранее

церковь соединила народные земледельческие обряды" с легендой о рождении Иоанна Крестителя.

В настоящее время Иван-Купала-К. утратил религиозно-магическое значение, сохранившись местами как летний традиционный праздник, отмечаемый по новому стилю 7 июля (см. БСЭ).

После распада Союза стали активно возрождаться и православие, и, в гораздо меньшей степени, славянская культура. РПЦ окончательно "открестилась" от Ивана Купала.

К примеру, на пресс-конференции митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия 1 марта 2012 года (http://www.patriarchia.ru/db/text/2056392.html) было заявлено, что Ивана Купала, как праздник языческий,

никоим образом к Рождеству Иоанна Предтечи

не имеет отношения.

Все мы знаем, с чем этот праздник был соединен. И я не знаю, стоит ли возрождать это или оставить дань истории.

Здесь вопрос глубже - некоторые вещи нужно знать, но не стоит возрождать к жизни как не самые удачные опыты наших предков...

Другие с любовью и интересом, занимательно и доступно рассказывают об истории Древней Руси:

Иногда говорят, будто о славянском язычестве почти ничего не известно. На самом деле так считают лишь те, кому лень было прочесть книги ученых... Есть такая хорошая поговорка: кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки.

Это цитата с одного удивительного школьного (!) сайта - школы № 132 города Новосибирска: http://newciv.relarn.ru/work/2-09/index.htm. Редко кому что-то рекомендую, а здесь, - очень советую посмотреть.

В последние несколько лет проведение праздника Ивана Купала приобрело еще и туристическую "окраску", и его порой превращают в "бизнес - мероприятие".

В известном сериале "Сваты" (6 сезон) изумительно показали и "продернули" эту тему - герои неожиданно попали на празднование Ивана Купала, но в конце "мероприятия" "за хороводы, прыжки... и поцелуй русалки" организаторы потребовали с них кругленькую сумму.

А насчет привлечения туристов на этот праздник уже пишут рефераты:

В поисках удовольствий туристы путешествуют за тысячи километров, чтобы хоть на мгновение прикоснуться к иностранному мировоззрению.

Россия может удивить своей культурой любого, даже самого искушенного, туриста. Древние национальные праздники служат мощным инструментом для формирования высокого спроса, как на внутреннем, так и на международном туристском рынке.

В нашей стране происходит возрождение традиций празднования Ивана Купалы, что привлекает множество зрителей.

Зрителей с каждым годом становится больше и на ежегодном международном фестивале "Иван Купала", который в простой и современной форме музыкального праздника напоминает о старейшей славянской традиции. Кстати, вход на фестиваль, седьмой по счету, - абсолютно свободный.

Итог...

Кто хочет шумно и весело отпраздновать Ивана Купала, заранее предупредив самое высокое руководство страны, округа, местности (см. начало статьи), празднуйте его в период летнего солнцестояния.

Кто хочет быть зрителем и слушателем, то отправляйтесь в музеи, на фестивали и концерты (руководство, даже самое высокое, о своих намерениях можете в этом случае не извещать).

Кто желает отметить Рождество Пророка и Крестителя Господня Иоанна, то 7 июля можно посетить ближайшую церковь, храм...

Комментарии  
RE: Его соединяли, от него отказывались, его возрождали...
+4
Интересная тема. Как вообще происхождение любых праздников.
В Испании, также этот праздник очень популярен, проводят его, в основном, в ночь с 23 на 24 июня. И называют его "Ночь Иоанна Крестителя". Происхождение его действительно языческое, и встречали его в день летнего Солнцестояния, т.е. 21 июня, он же последний день весны, и начала лета. Уже, позже, при христианстве, как написала автор статьи, дату приурочили к празднику "San Juan" - Святого Иоанна), т.е. 24 июня.
В одном журнале я прочла легенду о происхождении праздника. В ней повествуется о великой любви Солнца к Земле. Небесное светило никак не хотело расставаться со своей возлюбленной. Вот и решило Солнце в самую короткую ночь отпраздновать и осводиться от свой любви, и была эта ночь притяжения добрых духов, любви и радости.
В провинциях Испании также существует множество легенд, связанных с этим народным праздником.
Совершенно ясно, что в современные времена изначальное значение праздника претерпело определенные изменения. Откинув некоторые издержки современных привычек, как-то потребление алкоголя, в остальном все осталось очень похожим: костры, хороводы, прыжки через огонь, некоторые отваживаются босиком пройтись по углям.
В Испании ночь Сан Хуана проводят действительно бурно, стихийно, но в некоторых провинциях, городах и поселках, сохраняют исторические традиции этого праздника, устраивая театрализованные живые спектакли.
Думаю, очень важно и полезно сохранять и возрождать народные торжества, и никакая власть не должна мешать этому, а наооборот всячески поддерживать такие инициативы, потому что они являются частью культуры народа и его истории.
Спасибо за поднятую тему.
RE: Его соединяли, от него отказывались, его возрождали...
+2
И Вам спасибо.
Мне кажется это тот редкий случай, когда языческий праздник, пройдя определенные изменения, тем не менее отмечается практически по всей Европе.

И полностью с Вами согласна, что светскому государству негоже находиться под влиянием церкви, а "очень важно и полезно сохранять и возрождать народные торжества, всячески поддерживать такие инициативы, потому что они являются частью культуры народа и его истории". Нужно людям дать право выбора, они сами должны решать, куда идти - в церковь, в музей, на фестиваль, или самим устроенный веселый театрализованный праздник.

Последние материалы