Лариса Викторовна как-то принесла мне военные фотографии отца и попросила сделать небольшой видеоролик. О Дне Победы. Обязательно на песню Марка Бернеса "Песенка фронтового шофера". В память об отце.

В память об отце

В память об отце

Некоторые фотографии - уникальные, редко публикуемые.

Сильные красивые мужчины. Милые женщины. И такие будничные, как бы, между прочим, слова песни. Но почему-то от них еще быстрее наворачиваются слезы:

Путь для нас к Берлину, между прочим,

Был, друзья, не легок и не скор.

Шли мы дни и ночи, было трудно очень,

Но баранку не бросал шофер.

Эх, путь-дорожка фронтовая,

Не страшна нам бомбежка любая!

А помирать нам рановато,

Есть у нас еще дома дела!

Конечно, захотелось поговорить с Ларисой Викторовной. Понимая, что и память всколыхнется, и сердце заболит, но может, стоило сделать запись эту и ролик этот ради всего одного человечка - Мирона, малыша, прадед которого так не любил вспоминать о войне.

- В видеоролике присутствуют фотографии уже последних дней войны. Победные. Сохранились ли в вашем архиве другие фото, например, фото первых дней войны?

Л.В. Фото первых дней войны у меня нет. Возможно, они были, и скорей всего были, как и письма, но я их никогда не видела. Может родители не захотели их сохранить.

- И письма?

Л.В. Да, к сожалению, письма не сохранились. Но судя по надписям к фотографиям и датам отправки, писал папа родным регулярно на протяжении всей войны.

- Когда Виктора Александровича призвали на фронт?

Л.В. Папа служил в армии с 1939 по сентябрь 1940. В мае 1941 его почему-то вновь призвали. Вероятно, на сборы. Но домой со сборов он уже не вернулся - отправили автомехаником в 103-ю стрелковую дивизию. Смоленское направление. Так что война для отца и началась раньше, и закончилась позже - только в 1946-ом.

- Вы помните, что отец рассказывал о войне?

Л.В. О войне говорил мало. Почти ничего. И в основном это были краткие комментарии к передачам и фильмам о войне и о послевоенном времени. Очень любил фильмы с участием артиста Михаила Ульянова; говорил, что он правильный и настоящий мужик.

Что запомнила... Навсегда запомнила однажды произнесенные им слова (после "какой-то" передачи): "Мы победили в этой войне не благодаря, а ВОПРЕКИ. Ведь были ситуации, когда солдатам не доставляли снаряды и патроны, продовольствие и одежду, когда можно было обозлиться, испугаться за свою жизнь и тихо уйти в леса и не воевать, уйти к немцам и жить без забот и тревог, если это можно было бы назвать жизнью. Никто не стоял НАД и некому было отчитываться в своих действиях. НИКТО из нас тогда НЕ думал о заградотрядах и СМЕРШе, "о Родине за Сталина...", что все завоевания и победы благодаря мудрому руководству партии. А было внутреннее убеждение - НУЖНА ПОБЕДА! И это было основным стержнем, благодаря чему мы тогда победили и сейчас живем с чистой совестью. Я живу с чистой совестью".

- Какие песни он любил?

Л.В. Да, песни слушать любил. Особенно в исполнении Анны Герман и Марка Бернеса. Без слез не мог слушать военные песни, пожалуй, самой-самой раздирающей душу песней для него была "Враги сожгли родную хату". Помните?

... Не осуждай меня, Прасковья,

Что я к тебе пришел такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам...

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам...

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил..."

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Да... выписывал журнал "Кругозор" и заигрывал пластиковые голубые пластинки до дыр. Иногда тихонько подпевал...

- День Победы. Вы помните, как он проходил в вашей семье?

Л.В. 9 мая в Пятигорске ВСЕГДА был солнечным. Цвела сирень в каждом дворе и музыка звучала из каждого окна. Мы, нарядные, отец в парадном костюме с орденами и медалями на груди, в приподнятом настроении... Всей семьей ходили в Пятигорский Парк имени Кирова, ели мороженное, катались на каруселях, встречали воинов, грудь которых тоже украшали ордена и медали. Радовались. Разговаривали. Тогда слово "Ветеран" не звучало. А с 1965 года, или даже раньше, в Пятигорске стали устраивать праздники песни на Песенной поляне на склоне горы Машук. Мы, ученики школы № 18, участвовали в концертах сводного хора студентов и школьников города. Праздник заканчивался салютом в честь Победы и Победителей. Светлый был День.

Берлин, май 1945. Парад Победы

Берлин, май 1945. Парад Победы

- Виктор Александрович увлекался фотографией? Это его снимки в видеоролике?

Л.В. Нет, сам папа не фотографировал. Ему отдавали фотографии, где он был в кадре. Снимки сделаны фотоаппаратом "Лейка". Они крошечные, но очень хорошего качества, поэтому у меня получилось их отсканировать и увеличить.

А увлекался он разведением винограда и цветов. Очень любил пионы и розы. Розарий у нас был ДИВНЫЙ. Собрал отличную библиотеку, в ней были полные собрания сочинений Куприна, Лермонтова, Пушкина, Горького, Грина, Лондона..., конечно, Детская энциклопедия и Советская.

- Нынче кто-то жив еще из друзей отца военных лет?

Л.В. Я так думаю, что его ровесников, однополчан уже нет в живых. Он умел дружить...

- Какого года Виктор Александрович? Откуда родом?

Л.В. Отец, Гуров Виктор Александрович, из села Первомайское Дмитриевского района Ставропольского края. Родился в 1918 году.

- С мамой он до войны познакомился?

Л.В. И познакомился, и свадьбу сыграли.

С моей мамой, Клавдией Дмитриевной, он познакомился в селе Безопасном Труновского района, где она работала в бухгалтерии райвоенкомата. А папа к тому времени уже водил машину от райкома ВКП (б). Вот и встретились. Любовь с первого взгляда. Свадьбу сыграли на мамин день рождения 21 мая 1938 года, ей 19 лет исполнилось. В 1939 его в армию призвали, в это время моя старшая сестра родилась. Не успел отец домой вернуться из армии, начались сборы, а через месяц - война. Ждала его мама долгих 5 лет.

- А мама в чем находила удовольствие в свободное время?

Л.В. Она любила играть на гитаре, неплохо рисовала, а еще вышивала, вязала и шила. Хотя свободного времени практически не было - работа, да и троих детей (две дочери и сын) надо было учить, кормить, одевать...

- А ваши увлечения? Что-то передалось по наследству от папы или мамы?

Л.В. Видимо да. Рисовать любила всегда. Рисунком и живописью занималась в Пятигорском Доме Пионеров у преподавателя Загоруйко Алексея Ивановича. Закончила архитектурный факультет Ростовского Инженерно-Строительного института. С удовольствием слушаю музыку, умею шить, вязать и вышивать. Если бы была возможность - занялась бы цветоводством. Сейчас с радостью фотографирую. Думаю, что пора учиться этому замечательному делу.

- У вас три месяца назад родился внук. Мирон. Вы расскажите ему, когда он подрастет, о деде, бабушке, которая ночами не спала, - за него молилась. О Войне?

Л.В. Конечно, да. Это же история, и моей семьи история. И первый шаг в упорядоченье информации о родных и близких уже сделан с помощью моей подруги Светланы Чаниловой. Дальше - составление Родового древа, ведь сохранилось немало документов, в том числе грамоты, благодарности, удостоверения на награды, и сами награды не только семьи Гуровых, но и родителей моего мужа - Савченко Михаила Федоровича. Подрастет мальчик - будет гордиться своими родными, отстоявшими мир. НО ЛИШЬ БЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ...

Последние материалы