Увидела его - и стушевалась. Хочется спросить - и не получается. А он весело: "И что? Будем фотографироваться?". Рядом был неизвестный мужчина, вручила ему свою мыльницу и опешившая подлетела к Маэстро. "Так, чтоб фото было красивое!" - сказал Евгений Дмитриевич Дога. Подошел к мужчине, заглянул в экран: "Не то, еще раз"... "Вот, это хорошо. Она наконец-то улыбнулась" - и кивнул на меня.
Кажется, я пришла в чувство. Расхрабрилась и попросила еще автограф. "Как зовут, подписывать кому?"... "Мне..., то есть, Свете"... "Какая Света?"... "??"... "Светочке, Светику, Светланочке...?"... "Светлане"... "Имя у тебя светлое. И глазки хорошие. Добра тебе!"
И Вам, Евгений Дмитриевич, здоровья, светлых дней и неиссякаемого желания писать музыку.
Притихшая я прошла в зал.
Через несколько минут начался концерт. На сцене стоял доброжелательный, искренний, элегантный великий композитор. И абсолютно незвездный.
Вел концерт. Много шутил. И часто, очень часто говорил "спасибо".
"Приезд к вам - большое счастье для меня. Здесь начиналась моя юность. Станица. Осень. Грязно. Дороги - не проедешь, не пройдешь. Колоритно так... И тем не менее люди с полей, уставшие, приходили на концерты. Я думаю, что вот эта тяга к искусству, то, что в человеке живет глубоко где-то внутри, задавленное всякими - разными бытовыми слоями, а человек преодолевает усталость и приходит... - вот это прекрасно. И спасибо вам за это."
"Я думал, что будет просто концерт. Это одно. А здесь есть возможность пообщаться, поэтому спрашивайте. Критикуйте, говорите прямо с места!"
О симфоническом оркестре Ставропольской филармонии под руководством главного дирижера Андрея Абрамова
"У вас удивительный оркестр. Я очень признателен артистам. Огромное им спасибо. При тех условиях, в которые они были поставлены, когда вместо четырех часов репетировали полтора и когда только "приехавшие" ноты, еще "горячие", только из чемодана, - а они, артисты, не боятся обжечься и играют - это многого стоит. И как играют! Мне кажется, они теперь включат в репертуар некоторую мою музыку."
О музыке. Творчестве
"Я как-то бросал музыку, бросал писать. Но я не могу без нее. Вот удивительно... Она как удав, который тянет зайца, а он еще сам бежит в пасть. Вот я - тот самый заяц.
... Я с детства любил тренькать. Кстати, я тогда сам соорудил мандолину. Так вот, сидел и много-много лет что-то тренькал. Потом думал - подумал и собрал все это в музыку. Оказывается, она даже нравится другим..."
У меня часто спрашивают, а что вам для творчества нужно. У меня всего два условия: время и тишина.
Где я могу услышать свой внутренний голос? - Только в тишине. Он там страдает, просится наружу, но в шуме это сделать невозможно. А его нужно наружу из хранилища выпускать. Обязательно нужно, а то он там заплесневеет, как забытые продукты в холодильнике..."
О солистке
"Солистка, которая сопровождает меня в этой поездке, да не только в этой, мы часто гастролируем вместе - Светлана Мариева. Лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка Молдовы, правда, живет в Москве... Она удивительная! Прекраснейшая певица. Молодая, красивая, талантливая. Голосистая, зараза, хотя и маленькая... Поет на разных языках. Кажется, на монгольском не пела, да?"
Светлана успела вставить слово: "... У него в мелодиях такой заряд оптимизма, что просто заряжаешься ею!"
Об эмиграции и Родине
"Многие талантливые люди эмигрировали. Я, например, никуда не хочу эмигрировать. Мне хорошо со своими почитателями. Либо это будет множество предательств с моей стороны. Я, в первую очередь, предам себя. Я предам тех, кто когда-то в меня поверил и ходит на мои концерты, слушает мою музыку, - моих почитателей. Я уже не говорю о самом крупном предательстве, которое я прочувствовал и пережил.
Вы знаете, когда не стало моей мамы, я думал, что это самое страшное, что может быть в жизни. И это действительно так. Год ничего не писал. Я не знал, что делать, какой смысл моего существования, если рядом нет мамы... Все, что у меня есть, это от мамы...
Но вот, когда человек теряет Родину, по-моему, это еще страшнее. Потому что родина - это вместе с могилой мамы. Поэтому я здесь с вами. И спасибо вам, что пришли на концерт..."
Вроде о создании песни...Оказалось о любви и радости
"Я только закончил консерваторию, молодой был. Дури много. Тоски много. Любви много. Невостребованной. Вот попал в Иваново. Там очень много было студенток медицинских училищ. Конечно, мы встречались. И, конечно, все начинается с чувства, с любви начинается. Не с той, тра-ли-вали-раставали, нет. С другой. С той, когда кто-то начинает писать стихи, кто-то садится за рояль, кто-то рисовать начинает. Эта та духовная сила, которая нами движет. Да, это любовь к любимому, к маме, но и к солнцу, цветам, голубому небу... Радуйтесь. Любите!"
Жаль, что не смогла записать все, что говорил Евгений Дмитриевич Дога на концерте "Любовь начинается просто ". В Ставрополе с 8 по 12 июня проходил форум искусств "Золотой Витязь", в один из дней которых жителям города была подарена встреча с удивительным человеком и композитором.
P.S. Официальный сайт Маэстро - http://www.dogamusic.com/
Комментарии
И, наверно, вы знаете, но ещё раз:
Евгений Дмитриевич Дога — автор балетов «Лучафэрул», «Венансия», инструментальны х и хоровых сочинений, симфонии, квартетов, музыки к спектаклям, более чем к 200-м фильмам, более 260 песен и романсов, музыки для открытия и церемонии закрытия Олимпиады 1980 года в Москве.
Песня «Мой белый город»- официальный гимн столицы Молдовы Кишинёва.
И так проникновенно о маме: "Прошло уже столько лет с тех пор, как не стало мамы, но я и сегодня ощущаю на своих щеках тепло маминых губ, вижу ее воспаленные и увлажненные от радости глаза, ее теплые, мягкие ручки, которые меня обнимали и нежно ласкали.
Не могу объяснить эту мою мощную связь с мамой или мамину со мной. Кто и что определило вещи таким образом, что она стала для меня истинной точкой опоры, наивысшим символом жизни и всего моего творчества. Я был для нее и наивысшим воплощением любви, смысла ее жизни.
Она посвятила свою жизнь мне и для этого не жалела ни себя и ничего из своего скромного состояния, что бы получить хотя бы один килограмм кукурузы и, таким образом, спасти от голодной смерти меня и мою бабушку, её мать. Даже фамильный ковёр, что получила она от своей мамы в качестве свадебного приданного, был обменен на какие-то крупы и ничего не стоящие послевоенные деньги. Но, благодаря ей, из голода мы выбрались, и я поехал в Кишинёв учиться музыке...".
"Я иду, потому что вдали мне слышится другая нота, другой звук, которого я ещё не слышал и хочу его запечатлеть, чтобы он своим звучанием открыл другой, ещё неизведанный прекрасный мир, о котором мысленно мечтала моя мама и который пытаюсь воссоздать я["
/i].
Евгений Дога
И ещё ..."Для меня творчество – это беспредметная необъяснимая влюблённость. Как мимолётное дуновение тёплого ветерка
в потоке холодного воздуха"