Вот уже несколько месяцев, как привычная жизнь людей поменялась самым неожиданным и радикальным способом. Как на войне. В данном случае, невидимой.
Мне вспоминается известный смешной монолог о войне по телефону испанского юмориста Мигеля Хила (Miguel Gila):
¿Está el enemigo? Que se ponga...
Враг на месте? Пусть подойдет к телефону!
Вот так и мы, растерянные, в реальной жизни, не можем понять, а что это за Враг такой - Ковид-19, который нас поставил в условия военного режима. Пусть покажется...
Когда-то давно, пытаясь разобраться в возможностях программы Фотошопа, я сделала картинку с простыми "3D объектами" Обнаружив ее в архивах, подумала, что это моя интерпретация вируса. Случайная...
Вот такой он - "мой" коронавирус
Пополнять ряды людей, обсуждающих тему "Ковида 19", я не собираюсь, а вот поделиться своими чувствами и ощущениями во время долгой изоляции хотелось давно. Не получалось. Опустошение, нахлынувшее, как вихрь, поселилось надолго в душе, привыкшей к свободе.
Не так страшно сидеть дома, тем более что наша семья - привилегированная: мы живем на последнем этаже с большой террасой, где каждое утро открывается небосвод, то ясный, то затянутый облаками. Вполне можно прогуляться...
Но осознание того, что ты ограничен пространством и не волен провести день, как тебе хочется, удручало до полной безысходности и растерянности. Мозг не повиновался принять новую действительность, которая нам была не знакома. И даже небеса, в иные дни месяцев заточения, просыпались нереальными кровавыми рассветами, отражаясь в спящих окнах домов. Сюр...
Утро Валенсии во время карантина
А потом пришел страх и ужас - вслед за уходом многочисленных жертв этой невидимой Войны. Вместе с благодарностью тем, кто трудился в неизвестных и опасных доселе условиях, спасая наши жизни или обеспечивая её. Врачам, полицейским, сельхозработникам, продавцам, логистике, уборщикам, военным... Всем, кто каждый день выходил на работу. Многие из них с этой войны не вернулись. Мы не можем этого забыть!
В эти дни возродилась гордость за народ, и это были все соседи, которые каждый вечер, в восемь часов выходили на балконы, террасы поаплодировать тем, кто о нас заботится и рискует жизнью. Особенно медицинским работникам. "Балконинг" в испанском варианте. Со слезами на глазах...
Потом включали музыку, поздравляли соседей с днем рождения, с выздоровлением... Кто-то устраивал конкурсы, кто-то давал концерты. И много родилось в эти дни звезд, которые до сих пор тлели в своих уголках. А тут вдруг зажглись!
В одну из давних поездок в Мадрид я сделала фото столичных балконов со стоящими на них манекенами. Тогда было невдомек, что манекены эти оживут, и на балконах будем стоять мы сами. И махать друг другу руками. Каждый день...
Балконы с манекенами в Мадриде
Карантинная Валенсия в восемь часов вечера
Первый месяц карантина эмоционально был самым тяжелым. Мы хватались за любую информацию, часто "фейковую", перегружали ею себя донельзя, нарушая свой сон. Самыми страшными для меня кадрами тех дней были военные машины, покрытые блиндажной броней, вывозящие гробы из итальянского Бергамо, где негде уже было хоронить.
Ведь мое знакомство с Севером Италии начиналось как раз в этом городе. Воспоминания светлые, которые стали всего лишь прелюдией к моей любви ко всему этому региону. И роза в Бергамо для меня стала неким символом...
Роза Бергамо
Потом то же самое повторилось в Мадриде - ледовые дворцы стали хранить тела людей, проигравших войну с вирусом. Осознание того, что их никто не проводит в последний путь, а родные не простятся с ними прощальным поцелуем, взрывало мозг. Не верилось, что всё это реально, а не является вязким сном, от которого можно будет проснуться.
Именно эти моменты заставили уже всерьез оценить ситуацию и предупредить друзей в родной стране, где проклятый вирус тогда ещё только репетировал свой трагический спектакль.
Во время жесткого карантина случилось и немало позитивного, что было своего рода компенсацией тяжелой действительности. То, что я назвала раньше - единение людей, их креативность и дисциплинированность.
И невероятная по масштабам человеческая солидарность. Помощь оказывалась всеми и со всех сторон - частные лица и работники фабрик шили маски и халаты для медперсонала, рестораны бесплатно кормили врачей, нуждающихся соседей, цветочники просто дарили свои цветы, полицейские приносили еду и лекарства старикам. Молодежь предлагала помощь соседям...
Красный Крест, Церковь и другие благотворительные организации до сих пор кормят огромные толпы бедствующих людей. И помогают всем, чем могут. Отзывчивость, солидарность и доброта людей - самые сильные положительные эмоции прошедших дней.
Мы также дали временный отбой необузданному потребительству. И даже признавая нанесенный экономике урон, у меня появилась надежда, что фабрики и заводы отныне будут производить более качественную продукцию и в тех количествах, которые нам нужны в действительности. Горы ширпотреба на полках торговых центров в своей масштабности и бесполезности уже просто ужасали.
Время карантина показало, что многие из нас могут, оказывается, работать дистанционно, и никто от этого не страдает, а порой даже и выигрывает. Что мы можем безболезненно заказывать продукты на дом, ответственно делать закупки, готовить нормальную пищу и делать многое из того, от чего мы раньше уже просто отказывались. Это новые правила для нашей будущей жизни, а уж, как мы их примем, зависит от каждого из нас.
Мы поняли также, что Природе, которую имеем привычку не щадить, надо уже давно отдохнуть от нас. Ненадолго это ей удалось. В больших городах воздух достиг невиданной чистоты. Улицы, свободные от транспорта и машин, омылись дождями и задышали полной грудью, очищая нашу среду. Наш воздух, которым мы с вами дышим. Непуганые животные стали по ошибке забегать на тихие улицы поселений. Очистились водоемы и реки...
Запомните это! Ведь это мы с вами загадили наши просторы!
Мусор в живописном каньоне реки
Мы просыпались в тишине, нарушаемой пением дроздов. Даже собаки, которых выводили гулять, испуганные безмолвием улиц, не очень-то подавали голоса. Воздух по всем ощущениям был свежим, как никогда. А в период пробуждения садов - ещё и наполненный ароматом цветущих апельсиновых рощ.
Мы многое передумали и переоценили в эти дни. И не потеряли надежды и веры в то, что сможем подняться в месяцы грядущего экономического и социального кризиса, спровоцированного коронавирусом. У каждого из нас свои мечты и свои задачи. Но те, кто не опустит руки и примет новые условия, выживет. Надеяться на правительство нам сильно не придётся, ведь опасные времена показали, что и оно растеряно и не готово к экстремальным ситуациям. Так что самоизоляция, прежде всего, принесла главный урок - Самосознание.
Сейчас Испания уже несколько недель пытается возвратиться к нормальной жизни. Этот ступенчатый переход назвать свободой пока еще нельзя. Меры, часто спорные, воспринимаются народом по-разному. Коалиционное правительство Испании на протяжении всего карантина почти по всем вопросам не могло прийти к общему консенсусу с оппозицией.
Эти разборки партий между собой раздражали и настраивали людей совсем не на мирный лад. Поэтому, кроме аплодисментов с балконов, стали греметь ещё и кастрюли, уже в качестве протеста в адрес правительства. А на улицы Мадрида внезапно вышли уже не бедные граждане страны, а богатые.
Необычная субботняя демонстрация в испанских городах, разрешенная по санитарным соображениям только на машинах и мотоциклах, впечатлила. А впереди автопробега двигался красный двухэтажный автобус с политиками на крыше, вещающими народу что-то своё...
Когда-то такое уже было! А, вспомнила: в 2010 году, когда испанцы впервые выиграли футбольный чемпионат мира! Только автопарк на демонстрации в этот раз был совсем уж необычным - Лексусы, Мерседесы, Феррари, увешанные испанскими флагами... Действительно, богатые тоже плачут...
Что же будет дальше? Прогнозы разные, но, по большому счету, никто не знает, что же нас ждет впереди. Но мы не можем себе позволить потеряться в этой ситуации!
А пока за окном уходит Весна. В лесах и полях в этом году она для нас уже потеряна. Маки и душистые поля майских дней остались только в воспоминаниях и на старых фотографиях. Полусвобода, подаренная нам нынешними карантинными послаблениями, ограничилась пока только прогулками в маленькие скверы и парки. Валенсия сейчас, если взглянуть на нее сверху, покрыта, наверное, сиреневыми островками - дружно цветет Жакаранда. Отцветают магнолии и чудесные розы. Уходит весна!
Друзья, будет ещё не одна Весна! Берегите себя и всех, кто вам дорог, ведь мы так скучали в эти дни о семье, об объятиях любимых людей, тревожились об их здоровье. И наступит день, когда мы все встретимся в семейном или дружеском кругу. И это будет самая лучшая встреча для нас - начало Новой жизни, в которую мы вступаем с опаской, и все же с надеждой! И с Любовью.
Зеленый побег, пробивающийся в трещинах соли
Мы любви посеем росток!
Я желаю всем нам выйти из этого тревожного времени в новую жизнь с хорошими мыслями и намерениями.