Читать предыдущую часть - здесь
Продолжение нашей анкеты. Как всегда, очень откровенные и искренние ответы. Спасибо вам.
- Ваши книги о Великой Отечественной войне, которые зацепили и до сих пор "не отпускают".
- Соответственно, фильмы (художественные, документальные...)
- Память. Война и ваша семья.
Я помню. Я горжусь
Гальцева Екатерина, 28 лет, Москва, преподаватель арабского и английского языков в Московском государственном лингвистическом университете им. Мориса Тореза
- Книги, которые смогла сразу вспомнить: Борис Васильев "А зори здесь тихие...", Михаил Шолохов "Судьба человека", Александр Твардовский "Василий Теркин", Борис Васильев "В списках не значился"...
- К фильмам особое отношение. Предвзятое, я бы сказала. Очень подозрительно отношусь к современному кинематографу. Да, только за прошлый год вышло в прокат несколько отечественных фильмов, таких как "Битва за Севастополь", "Батальон", но почему-то они не "цепляют". А "цепляют" старые советские фильмы: "Летят журавли", "А зори здесь тихие", "Молодая гвардия", "Аты-баты, шли солдаты", "Бабье царство", "В бой идут одни "старики", "Завтра была война", "Иваново детство"... И много-много других. Какие-то они душевные: так переживаешь за героев, что их трагедии принимаешь за свои, плачешь и смеешься вместе с ними... А сейчас фильмы больше нацелены на красивую картинку и большой прокат.
- 3. Мой дедушка, Степанов Василий Алексеевич, прошел всю войну, был дважды ранен. Именно его подвиг подтолкнул меня пойти на военную кафедру в университете. Именно благодаря ему я испытываю глубочайшее уважение к людям в форме. Я прикрепляю выдержку с первой полосы газеты "На Страже Родины". Это была ежедневная Красноармейская газета Ленинградского Фронта. Выдержка от 4 февраля 1942 г., среда.
Командир дивизиона капитан В. А. Степанов, 1942 год
Милешина Татьяна, 54 года, Киров, синоптик
- Из книг... С полгода назад читала "У войны не женское лицо" Светланы Алексиевич. Зацепила. У нее есть цикл книг - воспоминания очевидцев и участников событий, о которых пишет (еще читала про Чернобыль, есть про Афганистан...)
- Один из самых любимых фильмов - "В бой идут одни старики". Конечно, "А зори здесь тихие", "Судьба человека", "Семнадцать мгновений весны"...
- Родители во время войны были детьми. Мама иногда рассказывала о войне, об оккупации. Страшно и не дай Бог никаких войн и революций. Один дед с 43 по 53 год провел в сталинских лагерях, но об этом у нас в семье не было разговоров. Я узнала только в 90-х годах, когда его реабилитировали. А другой воевал, был ранен и отправлен в Сибирь лечиться, и там он жил. Вернулся домой в 60-70-х годах. Умер от ран, как мама говорила, довольно-таки молодым, в 65 лет. Старший брат моего отца тоже воевал. Но я не помню никаких их воспоминаний или вообще разговоров о войне. Скорее всего, в семье не говорили о войне.
Корепанова Людмила, 47 лет, Ижевск, инженер
- Много книг читала, сейчас уже меньше. Чаще всего: читала - плакала - откладывала - и продолжала читать. Это надо знать, надо читать, нельзя забывать. Борис Полевой "Повесть о настоящем человеке", Борис Васильев "А зори здесь тихие", Михаил Шолохов "Судьба человека", Юлиан Семенов "Семнадцать мгновений весны", Адамович и Гранин "Блокадная книга", Александр Фадеев "Молодая гвардия"...
- "Они сражались за Родину", "Освобождение", "Живые и мертвые", "Офицеры", "Аты-баты шли солдаты", "А зори здесь тихие", "Щит и меч", "Восхождение"...
- В семье мало говорили о войне. Дедушка и бабушка имели бронь и работали на закрытом предприятии, один дядя пропал без вести. По другой линии - бабушка вытаскивала раненых с поля, а потом была в госпитале. На 9 мая всегда кто-то приезжал, кого она спасла. Из Казахстана, с Кавказа, с Украины... Много таких было, да приезжали с каждым разом все меньше и меньше. Много говорили "просто за жизнь", пели, иногда вспоминали - когда кто-то уже не приезжал. Дедушка тоже был из ее спасенных.
... Очень-очень тяжело перенесли распад Союза. Считали, что Горбачев и Ельцин предали страну, предали людей. Историю предали. Дед перед смертью: "ох, пена пошла... Историю начнут переписывать, акценты переставлять... Запомни, внучка, на войне все было - грязь, предательство, паника, но подвига было больше - ежечасно, ежедневно. И не думали, что подвиг это. Русские (для деда все советские русскими были, его лучший друг - грузин был) они такие! Сына расстреливают, мать сознание теряет, но молчит. Наша сестричка телом своим немчат маленьких прикрыла... Друг мой, раненный, до последней пули отход наш прикрывал, а потом на гранате подорвался... А эново как вышло... - "они" народ предали..."
... Однажды я начала возмущаться сталинским режимом, а бабуля жестко сказала (для нее это вообще не характерно) - "каждая эпоха поет свои песни. Ты считаешь, мы не знали о репрессиях? Не все, конечно, но знали. Мой дядя сидел, не говорили тебе. Он за границей год был... и сказал, что лучше на нары, чем без родины остаться..."
Виктор Иванович, 45 лет, Севастополь, преподаватель
- Константин Симонов "Живые и мертвые", Сергей Смирнов "Брестская крепость", Василь Быков "Пойти и не вернуться", Виктор Астафьев "Прокляты и убиты", Богомолов "Момент истины", Михаил Шолохов "Они сражались за Родину", книги Бориса Васильева и Гайдара...
- Нравятся фильмы с участием Михаила Ульянова - они правдоподобны. Советская экранизация вышеперечисленных книг и другие, но не нынешние. В нынешних лица другие, хотя есть неплохие фильмы, например "Сволочи..."
- Я коренной и этим все сказано. Война забрала почти всю нашу большую семью - в живых остался только мой дед. Дед активным, бодрым был, у него много было друзей-товарищей по Союзу, он ездил, к нам приезжали. А вот 90-ые годы не смог пережить, говорил, если Гитлер часть страны смог развалить, то "новые правители" всю страну на лопатки положили - судить их надо.
Но всегда верил в свой родной город и говорил, что он был, есть и будет главным городом русского флота, что Севастополь - самый русский город. Дед, как всегда, прав.