Живу я в городе Валенсии. Иногда по утрам, когда нежарко и малолюдно, отправляюсь в высушенное русло реки Турии. После сильного наводнения в 1957 году, когда погибла почти сотня людей, городские власти приняли так называемый "План Юг". Согласно этому плану реку отвели от города, а старое русло реки превратили в парковую зону и место отдыха для горожан.
Мы - очевидцы, наблюдали годами, как старое русло облагораживалось, и теперь являет собой неотъемлемую часть города и активной жизни местных жителей. Весь город пересекает непрекращающаяся полоса Зеленой зоны, в которой построены спортивные сооружения, площадки, тренажеры, а стены русла увиты цветущими кустарниками...
И в этом же русле возвели всему миру известные Город Наук и Искусств, Дворец музыки и многое другое, что привлекает в Валенсию множество туристов со всего мира. Но я, как среднестатистический житель города, в котором живу, пишу о русле реки Турии, не как источнике для процветания Валенсии благодаря поступающим доходам от туризма, а как об элементе каждодневной личной жизни.
И так думают, я уверена, большинство горожан, для которых "río - река" стало регулярным местом прогулок, занятий спортом и просто средством передвижения. По реке можно дошагать фактически в любую часть города, потому что многие улицы Валенсии спускаются в русло реки.
Это маленькое отступление написала для того, чтобы читатель, не побывавший еще в Валенсии, мог себе приблизительно представить мой утренний маршрут.
Вот, в одно такое утро, когда большая часть населения еще видит свои сладкие сны, я с полной убежденностью, что иду заниматься спортом, прихватив на этот раз фотокамеру, спустилась в реку. В Турии в это время можно повстречать редких стариков, которым, как и мне, не до сна, и еще очень сознательных людей среднего возраста - из тех, кто торопится успеть везде.
Старики обычно ходят или занимаются на тренажерах, которые стоят под открытым небом. И, что немаловажно, они - совершенно бесплатны. Иногда у тренажеров образуется трафик, когда припозднившиеся старики всем миром собираются позаниматься - колесо покрутить, ноги, скованные артрозом, поразмять.
Люди же молодые и среднего возраста бегают и ездят на велосипедах, играют в футбол и баскетбол, и в огромных количествах - в последние годы в Валенсии случился заметный оздоровительный бум. И вот толпы людей, стремящиеся быть здоровыми и красивыми, буквально наполняют всю Турию одной единой живой массой, особенно по вечерам, а весной и летом - еще и ночью.
Люди "не отсюда" удивляются и спрашивают: "А это нормально, что столько людей бежит или едет на велосипедах в 11 часов ночи?" Нормально, уверяю Вас, и безопасно...
По утрам в реке спокойно, прохладно и тихо. Мой маршрут обычно начинается с тренажеров, что стоят напротив сплошь увитой яркими цветами стены. Потом я, иногда делая вид, что бегу, все чаще переходя на быстрый шаг, отправляюсь в Парк Истока (Parque de Cabecera), что рядом с Биопарком. Там находятся искусственные водоемы, живут разные водные птицы и туда жители любят выводить своих собак на прогулку. А потом уже я по дорожкам иду или бегу (ох, как тяжело!) в поля Кампанара.
Кампанар (Campanar) - ныне современный благоустроенный район города, а раньше там располагались многочисленные поля. И был он еще печально знаменит своим нелегальным рынком наркотиков. Вот именно в этой части еще сохранившихся кое-где огородов и заканчивается обычно моя прогулка. А потом, назад, к дому...
Но в то утро я свернула в Мислату (Mislata) - городок, который является пригородом Валенсии. Это - с одной стороны, а с другой и фактически Мислата - это продолжение самой Валенсии, и порой трудно найти границу, которая разделяет эти два населенных пункта.
И там, в Мислате, я наткнулась, неожиданно для себя, на уютный небольшой парк Парк де ла Каналета (Parque de la Canaleta), где было совершенно безлюдно, и где в одиночестве стояли блестящие своей новизной, ровно с конвейера, тренажеры. Выпала возможность без публики поразмять свои усталые мышцы.
А следом я вышла на улицу, что шла вдоль учебного заведения - школы-института, и опять же в одиночестве. И вся длинная стена этой улицы длиной в 900 м, как я узнала это позже, была расписана граффити. Увидев такую коллекцию народного творчества, невольно вспомнила избитую полемическую фразу: "Граффити - это искусство или вандализм?" В Мислате же, как я поняла, - искусство. На стене были запечатлены, помимо картинок, авторские подписи и ссылки на сайты.
А дальше, спасибо Интернету, я узнала, что здесь вот уже 4 года проводится международный фестиваль Граффити. И что стена в 900 м Мислаты - самая длинная стена граффити во всей Испании! Фестиваль "Mislatas Respresentan", ставший, похоже, доброй традицией, сопровождается также разными мероприятиями: музыкой "хип хоп", чемпионатом по скейтбордингу и выступлениями не менее экстремального "трикинга". Вот такая красочная панорама фестиваля для неформальной молодежи.
"Что скажет княгиня Марья Алексеевна?" - подумал бы законопослушный обыватель. И сделал бы контрольный звоночек или письмецо анонимное в ящичек опустил, сами знаете кому и куда...
Пусть молодые бездельники стены не марают, и непонятными движениями не увлекаются - НЕ ПО-ЛО-ЖЕ-НО! Ан, нет, в Мислате местная мэрия иначе взглянуло на проблему т.н. уличного искусства - пусть лучше самовыражаются на стене, отведенной официально под это непонятное для многих баловство, чем вагоны поездов украдкой малюют. И ладно чтоб только одну стену, граничащую с институтом, художникам граффити отдали, но и другую ведь подарили - отличного современного спортивного дворца.
Как же я об этом раньше-то не знала! Решила теперь, что в следующем году, кровь из носа, но фестиваль этот не пропущу! Если его, конечно, не закроют! Всякое бывает!
А пока, по утрам, теперь уже по другой тропе, скрытой от посторонних глаз, где на перекошенных заборах брошенных долгостроем кризисных сооружений, цветут фиолетовые яркие вьюнки и стоят еще огороды - ровно напротив современнейших жилых кварталов, я снова иду в Мислату. Туда, где стоит стена в 900 метров...