Вокруг граффити возникает до сих пор множество споров и разногласий. Что это - уличное искусство или баловство тех, которые посредством красок выражают свой протест? Как бы там ни было, но хорошее граффити вызывает определенные чувства, нередко восхищение и удивление.
Первые современные граффити были как красная тряпка для быка - их замазывали, стирали, а авторов наказывали. С годами общество, попривыкнув, стало более терпимым и относится к цветным стенам, как к приемлемому современному дизайну старых улиц городов.
Название "граффити" происходит, по некоторым версиям, от греческого "graphein" (писать), которое позже трансформировалось в латинское "graffito" (изображения, нацарапанные или написанные на различных поверхностях). Во времена Римской Империи общественные места предоставлялись для сатирических надписей. Они-то, возможно, и явились прототипом нынешних граффити.
Впрочем, а наскальные рисунки, несущие определенное сообщение или показывающие произошедшее событие? Мы, посещая скит Сант Пау (Кастельон), видели там монохромные фрески и различные надписи на стенах бывшего пристанища для пилигримов и просто странствующих людей. И мне, кажется, что они тоже по стилю и идее близки к рисункам нынешних райтеров.
Условно уличное искусство подразделяют на три типа:
Искусство граффити (Street Art). Связано с культурой хип-хоп, получившей распространение в 70-80-х годах в США. Образцы стрит арта можно увидеть на больших стенах города, они требуют усилий, художественного воображения и времени. Известно немало признанных мастеров мирового стрит арта, один из них - анонимный британский художник граффити Бэнкси.
Публичные граффити. Сюда же относят граффити протеста. Это лозунги, политические послания, сатира, критика для широкой публики.
Латриналия ("частные граффити"). Это надписи на стенах общественных туалетов, дверях, в лифтах, поездах. Они не требуют много времени, довольно низкокачественны и узки по смыслу. Хотя кто-то пытается писать и стихи. А московское метро и вовсе является образцом высокого искусства и познавательно полезно.
Современная история уличного искусства изобилует многими интересными и противоречивыми фактами. Поклонники граффити сделали целые исследования на эту тему. И они по-своему интересны.
Социальные проблемы, разделение в обществе, политика всегда являлись главными причинами недовольства масс. Стена в городе или вагоны подземки для молодежи стали определенно Доской объявлений, где они выражали свой протест, критиковали, рисовали своих кумиров, привлекали внимание к своим проблемам, или в случае уличных кланов обозначали свою территорию. Или просто спасались от безделья, да и попросту вредили, и, справедливости ради, надо заметить, и до сих пор случается, что вредят.
Самое заметное распространение граффити в наше время происходило в США. Бытуют разные мнения, откуда же пошли истоки современного граффити.
Надпись "Kilroy Was Here" ("Килрой здесь был") в свое время наделала много шума и стала, по одной из версий, символическим началом зарождающейся субкультуры. Это знаменитое выражение одни приписывают инспектору бостонской верфи Джеймсу Килрою, который ставил на проверенных им кораблях такую надпись. Датируют такое 1937 годом.
По другой версии впервые эту надпись обнаружили во время военной кампании в Африке (Вторая Мировая война), а потом ее видели во Франции, Италии, Германии. Рассказывают разные анекдоты, связанные с именем Гитлера, который посчитал фразу засекреченным шифром, а Сталин отдавал приказ выяснить, кто же такой Килрой.
Правда ли это или только сплетни, или же скорее версия для обывателя, успешно используемая в Интернете, но точно известно, что этот персонаж (почти лысая голова с огромным носом и руками, смотрящая из-за ограждения) стал очень популярен в Англии. Там его называли Мистер Чад, а австралийские солдаты прозвали его Фу. В США символ Килроя тоже был невероятно популярен и украшал обложки тетрадок школьников и студентов.
Саму надпись Килроя можете увидеть здесь.
Есть серьезные материалы, детально повествующие о корнях и дальнейшем развитии современного граффити. Для любознательных даю ссылку на очень интересные статьи (http://www.vltramarine.ru/mag/graffiti/history/325), переведенные на русский язык.
Некоторые факты из этих статей я все-таки приведу здесь и сейчас.
Родиной современного граффити считают США. В 30-х годах прошлого столетия, в Лос-Анджелесе, появились первые надписи на товарных поездах. Написаны они были латиноамериканскими индейцами.
Затем, уже в 1960-х годах расцвет граффити начинается и на Восточном побережье США - в Филадельфии.
В Нью-Йорке с 1971 года на стенах метро и города засветился тэг под псевдонимом "Таки 183". Принадлежала она молодому человеку греческого происхождения по имени Диметриус, работавшего тогда курьером. Исследователи не считают его первым "королем" граффити, но признают пионером зарождавшейся субкультуры.
Популярность граффити среди молодежи росла с потрясающей силой. Между райтерами в Бруклине, например, устраивались целые соревнования по районам. От простых тэгов переходили к более сложным, и уже позже - к настоящим картинам на стенах. Движение хип-хопа и конкуренция среди уличных группировок способствовали еще более быстрому распространению граффити.
Надписи или тэги как изначально, так и до сих пор были нередко определенным протестом против тех социальных и правовых проблем, которые существовали и существуют в обществе. О них нередко умалчивали средства массовой информации, но зато кричали стены.
Безымянным жертвам планеты, пострадавшим от войн, которые проходят и в наши дни
Элементарные надписи постепенно перерастали в сложные стили. Их изобретательности мог бы позавидовать любой ученый. Но это уже другая тема для специалистов и райтеров, я же - простой обыватель и воспринимаю граффити исключительно зрительно: нравится мне или не нравится в зависимости от темы, настроения и даже места его написания.
В Испании граффити в современном виде развивалось в 80-е годы прошлого столетия в Мадриде. Появление граффити совпало с другим известным испанским культурным движением в те годы - La Movida (что-то типа движения, шевеления).
Зародившая контркультура, в данном случае - мадридская, пришлась на переходный период в истории страны от диктаторского режима Франко к демократии. Движение захватило крупные города, но самым известным все-таки до сих пор считается мадридское. Связано оно было, прежде всего, с музыкальными рок-группами, которые стали смело заявлять о себе, как и рушить все запреты, до тех пор существовавшие.
Появление граффити в Мадриде в тот период связывают с именем рок-музыканта Juan Carlos Argüello (Хуан Карлос Аргэльо) с псевдонимом Muelle (Муэлье, пружина). Он просто помещал везде свою подпись - незамысловатую красную спираль, заканчивающуюся стрелой и надписью Muelle.
Появление этой стрелы вызвало много толков, и рок-музыкант приобрел немало врагов, особенно в мадридском метро, как, впрочем, и среди новых только зарождающихся райтеров, которых он без конца обвинял в плагиате. К слову, свою подпись он защитил авторскими правами, поэтому, на всякий случай, я не буду ее здесь приводить.
К несчастью автор первого признанного граффити ушел из жизни молодым, не справившись с раковым заболеванием. Но дело его живет!
В последние годы граффити стали очень популярны и получили широкое распространение в городской культуре почти каждого города и поселения Испании. Они бывают так хороши и уместны, что даровитость художников граффити не вызывает сомнения. Немало магазинчиков, баров и ресторанов для привлечения клиентов отдают стены и двери в руки уличных мастеров. Рисунки несут логический смысл, привлекательны и вместо скучной вывески наглядно показывают прохожему, что можно найти в этой коммерческом заведении.
В Валенсии существует даже культурный маршрут стрит арта. Будете в нашем городе, отправляйтесь в квартал Кармен (Barrio del Carmen) и не ошибетесь - там, на старых улочках вы увидите немало интересных изображений на стенах. На днях я сделала прогулку по улицам района Кармен. И действительно там проводят экскурсии для туристов, рассказывая о самых известных и интересных граффити.
Некоторые из тех, что есть в моей "коллекции", уже исчезли или же близки к этому, будучи частично замазанными. Но появилось и немало новых, причем самые привлекательные можно увидеть на улице Морет. В 2014 году фотограф Альфонсо Кальсо, чья студия находится на этой улице, решил поделиться своими работами. И обратился для этого к райтеру Зингаро с просьбой помочь отобразить его фотографии на скучной стене. Теперь же эту улицу называет "улицей Красок" (calle de los Colores) - так и указывают в туристических маршрутах.
В соседней с Валенсией провинции Кастельон есть небольшой поселок Фанзара (чуть больше 300 жителей) - самый обычный, со старыми домами и разрушенными стенами. Знали о нём раньше разве что только те, кто в нём живет, да ещё и соседи из окрестных поселений. Теперь же его называют Открытым Музеем граффити.
После того, как местные власти решили отдать свою Фанзару в умелые руки художников граффити, в него потянулись туристы. Мы там побывали уже дважды и собственными глазами видели там немало интересных работ. Посмотрите наши фото...
Другой небольшой городок Бланка, о котором мы также уже писали - площадка для современного искусства вообще, а не только граффити. Но поскольку речь сейчас идет об искусстве граффити, то и помещаем тут несколько наших фото.
Каждый человек решает сам - принимать или отторгать уличных художников. Мне же кажется, что, если граффити украшают разрушенные стены и увядающие в упадке улицы, то они имеют право на существование.
Более того, любой запрет всегда вызывает отторжение у молодежи, и позитивная творческая сила тогда может превратиться в силу разрушительную. Пусть уж лучше творят!
Рождается новое творение. Пусть творят!
Источники, использованные при написании этого текста:
https://en.wikipedia.org/wiki/Kilroy_was_here
http://vivacity.ru/graffiti-i-istoriya-ego-razvitiya/
https://www.valladolidwebmusical.org/graffiti/historia/05historia_spain.html