Масленица - это языческий праздник с христианским оттенком.
Многие религиозные даты в свое время "привязались" к языческим праздникам для того, чтобы новой религии было легче вписаться в национальную культуру. Так, на Руси праздник Купалье "совпал" с днем рождения Иоанна Крестителя (после чего возник "совмещенный" "Иван Купала"), прощание с зимой Комоедицы-Масленица стала Сырной седьмицей, праздник провода русалок Русалии приурочили к Троице и т.д.
С одной стороны, было понятно желание церкви стать ближе к пастве, но с другой - такое слияние народных языческих обычаев с религией скорей всего все запутало и только помешало простым верующими вникнуть в суть истинного христианства.
Мне сложно рассуждать на данную тему, да и не на этом хотела сделать акцент. А на том, что ЕСТЬ Масленица: "честная, широкая, объедуха, сырная неделя", которую ожидали и ожидают до сих пор на Руси с большим нетерпением, - самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. А уж сколько картин написано на эту тему...
Из русских художников XIX-XX столетий наиболее яркие картины, посвященные масленице, оставил своим потомкам Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927).
Выезжая в русскую провинцию, он привозил оттуда пестрые, мажорные, колоритные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, "ярмарки", "масленицы", "деревенские праздники". С годами в его композициях появились ирония, печаль, ностальгия...
Все мои картины - сплошная иллюзия
- говорил сам художник. Цикл "Масленица" он пишет во время гражданской войны, голода, разрухи. Но сколько света, веселья и радости в его картинах! Сверкает снег, гудит ярмарка, проносятся нарядные тройки, люди сыты и довольны...
В каком русском городе художник "увидел" этот праздник неизвестно, да и не столь важно. Такой ему виделась Россия...
В ролике показаны картины еще одного самобытного художника Сычкова Федота Васильевича (1870-1958). В 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи. Особым интересом и популярностью пользовались его "Крестьянские девушки" - сочные, жизнерадостные картины со счастливыми барышнями.
"Прогулявшись" по сайтам, увидела, что художник этот не забыт и достаточно популярен. Здорово! А вот и одна дословная цитата:
Мда... Интересно, на территории бывшего Великого и Могучего еще остались места, где можно такие картины наблюдать воочию? Нет, я не имею в виду цветастые платки, картузы и зипуны. Я о лицах. Конкретнее - о лицах, на которых так легко и непринужденно светятся счастье и душевность
Почему-то мне верится, что такие места в России все-таки есть...
P.S. В ролике присутствует еще картина Беггрова Карла Петровича (1799-1875) "Масленичное гуляние с катанием с гор на Царском лугу в Санкт-Петербурге" и несколько картин Грузинского Петра Николаевича (1837-1892). Да, видеоролик начинается с автопортрета Кустодиева (1912 год).
В видео звучит отрывок из стихотворения Вяземского Петра Андреевича "Масленица на чужой стороне".
Выражаем признательность авторам сайтам artsait.ru и artcyclopedia.ru за использование в ролике картин русских художников.
P.S. На страницах нашего сайта можете более подробнее ознакомиться с обычаями, значением, празднованием Масленицы.
"..Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось – «масленица»? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике, – на блине? – от которого пахло медом – и клеем пахло! – с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, – поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью… Чудесную эту «масленицу» устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч..."
Просторная мастерская... блестит столами: столы поструганы, для блинов. Плотники, пильщики, водоливы, кровелыцики, маляры, десятники, ездоки – в рубахах распояской, с намасленными головами, едят блины. Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «черные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно дает по плеши. Слышится сочно – ляпп! Всем по череду: ляп… ляп… ляпп!.. Пар идет от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Пар валит изо ртов, с голов. Дымится от красных чашек со щами с головизной, от баб-стряпух, со сбившимися алыми платками, от их распаленных лиц, от масленых красных рук, по которым, сияя, бегают желтые язычки от печки. Синеет чадом под потолком. Стоит благодатный гул: довольны.
– Бабочки, подпекай… с припечком – со снеточном!.. Кадушки с опарой дышат, льется-шипит по сковородкам, вспухает пузырями. Пахнет опарным духом, горелым маслом, ситцами от рубах, жилым...."
И другие блины сегодня, называют – «убогие». Приходят нищие – старички, старушки. Кто им спечет блинков! Им дают по большому масленому блину – «на помин души». Они прячут блины за пазуху и идут по другим домам.
Я любуюсь-любуюсь «масленицей», боюсь дотронуться, – так хороша она. Вся – живая! И елки, и медведики. и горы… и золотая над всем игра. Смотрю и думаю: масленица живая… и цветы, и пряник – живое все. Чудится что-то в этом, но – что? Не могу сказать.
Уже много спустя, вспоминая чудесную «масленицу», я с удивленьем думал о неизвестном Егорыче. Умер Егорыч – и «масленицы» исчезли; нигде их потом не видел. Почему он такое делал? Никто мне не мог сказать.... Пряник… – да не земля ли это, с лесами и горами, со зверями? А чудесные пышные цветы – радость весны идущей? А дрожащая золотая паутинка – солнечные лучи, весенние?.. Умер неведомый Егорыч – и «масленицы», живые, кончились. Никто без него не сделает..."
Петр Вяземский
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.
В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.
Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.
Вот взвились и полетели,
Что твой сокол в облаках!
Красота ямской артели
Вожжи ловко сжал в руках;
В шапке, в синем полушубке
Так и смотрит молодцом,
Погоняет закадычных
Свистом, ласковым словцом.
Мать дородная в шубейке
Важно в розвальнях сидит,
Дочка рядом в душегрейке,
Словно маков цвет горит.
Яркой пылью иней сыплет
И одежду серебрит,
А мороз, лаская, щиплет
Нежный бархатец ланит.
И белее и румяней
Дева блещет красотой,
Как алеет на поляне
Снег под утренней зарей.
Мчатся вихрем, без помехи
По полям и по рекам,
Звонко щелкают орехи
На веселие зубкам.
(20 февраля 1853, Дрезден)